Buig

Специалисты широкого профиля

Все про обои

Краткая история обоев, часть 1

История обоев не просто летопись орнаментов и дизайнов. Это также увлекательный рассказ о технологических изобретениях и об изменениях потребительских вкусов.

Обои в буфете палаты лордов (Вестминстерский дворец, Лондон). Дизайнер — Огастес Пьюджин, Англия, первая половина XIX века.

Традиция декорирования стен восходит к египетским и римским стеновым росписям, а также к настенным безворсовым коврам с орнаментальной или сюжетной композицией — шпале́рам, которые были известны ещё в Ассирии и Древней Греции.

Если на юге Европы можно было обойтись росписями, то в странах с более прохладным климатом шпалеры выполняли и практическую задачу: они сохраняли тепло и защищали от сквозняков. Шпалерами укрывали стены, из них делали кроватные пологи и перегородки в больших помещениях. К тому же они были транспортабельными: при переезде королей и аристократов из одного замка или дворца в другой шпалеры можно было снять, свернуть, доставить в нужное место и развесить их там вновь.

Фламандский гобелен, около 1680–1700

Бумажные обои в Европе появились в конце XV века или в начале XVI. Это связано с затянувшейся историей становления производства бумаги на Западе. Хотя распространено мнение, будто обои были изобретены в Китае, нет никаких доказательств того, что они нашли общее применение там раньше, чем в Европе.

Человечество с незапамятных времён было знакомо с бумагоподобными материалами, такими как папирус и пергамент. Кстати, английское слово paper (“бумага”) происходит от латинского слова papyrus (“папирус”), которое в свою очередь пришло из древнегреческого языка.
Считается, что “классическая” бумага была изобретена в Китае в 105 году н. э.

“Алмазная сутра” в китайском переводе. Представляет собой бумажный свиток длиной около 5 метров. Едва ли не самая древняя печатная книга (ксилография), дошедшая до наших дней. Напечатана в 868 году.

В июле 751 года на реке Талас (на территории современного Казахстана) произошло сражение войск Аббасидского халифата с армией китайской империи Тан. Победу одержали силы халифата, в результате чего от нескольких китайских военнопленных арабы узнали технологию изготовления бумаги. Вскоре арабы организовали собственное бумажное производство, сначала в Самарканде, затем в Багдаде, Каире, Фесе, Дамаске и т. д. К XI веку бумага постепенно вытеснила папирус и пергамент из употребления в мусульманском мире (а также в Индии).

Как и китайцы, арабы хранили технологию в секрете. На европейской территории первое бумажное производство появилось в XI веке в городе Хатива (сейчас он находится в испанской провинции Валенсия) в период владычества мавров. Христианские страны Европы наладили своё производство бумаги лишь в XIII–XVI веках.

Нанесение рисунка на ткань при помощи форм с рельефным узором является одним из древнейших видов декоративно-прикладного искусства. С появлением бумаги рельефные формы стали задействовать не только для набивных тканей, но и для печати на бумажных листах, например, при изготовлении книг.

Деревянный блок для печати рисунка на ткани. Индия, около 1900 г.

Когда в Европе бумага стала более-менее доступной (в начале XV века), ксилография стала использоваться для изготовления “молитвенных карточек” примерно того же размера, что и игральные карты (и те, и другие производились в больших количествах начиная с 1425). На одной стороне “молитвенной карточки” обычно печатали какую-нибудь религиозную сцену или изображение святого, а на другой стороне — молитву или описание деяний святого. Картинки делали монохромными либо раскрашивали вручную.

Печатные блоки стали также применять для изготовления декоративных принтов (обоев), которыми украшали стены. Способ изготовления бумаги в виде сплошных длинных полотен был внедрён только в XIX веке. Поэтому первые обои представляли собой монохромные либо раскрашенные вручную отдельные листы примерно 40 х 50 см (хотя бывали листы и более крупного размера). Не всегда обои клеили прямо на стену. Иногда лист сначала приклеивали к куску ткани, которую затем прибивали к стене, причём кусок ткани с обойным листом мог быть дополнительно обрамлён рамкой. В некоторых случаях на длинные текстильные полотна наклеивали целую серию листов, потом эти полотна крепили к стене.

Обойные рисунки обычно воспроизводили орнаменты, цветочные мотивы и живописные сценки, заимствованные из декора гобеленов, дамастов и штофных тканей.

Обои в стиле туаль-де-жуи. Современное производство на основе оригинального дизайна из архива Cole & Son

Самый ранний, дошедший до наших дней, фрагмент европейских обоев был обнаружен в колледже Христа Кембриджского университета, датируется он 1509 годом. Гранатовый орнамент выполнен в стиле арабских дамастов, мотивы которых часто присутствовали в итальянских и испанских тканях. Принт изготовлен с помощью деревянного печатного блока.

Фрагмент обоев из колледжа Христа. Англия, 1509

Роскошные ткани, применявшиеся для украшения интерьеров в особняках аристократии, были очень дорогими, мелкопоместное дворянство не могло себе их позволить. Это послужило одной из причин развития производства и роста популярности обоев, представлявших более приемлемую альтернативу (хотя и они не были общедоступными). Нужно сказать, что обоями украшали не только стены, но также каминные экраны, шляпные коробки, дорожные сундуки и мебель, например, внутренние части шкафов и комодов. К началу XVII века обои стали обычным явлением в Западной Европе, в 1599 уже существовала первая гильдия изготовителей обоев, основанная в Париже.

Обои эпохи Тюдоров. Англия, XVI век. Такими обоями изнутри украшали шкатулки для важных юридических документов

Во время протектората Кромвеля (1653–1659) пуританское правительство Англии запретило многие виды увеселений (карнавалы, маскарады) и даже производство обоев. Обойный запрет был отменён только после реставрации Стюартов (1660), когда королём стал Карл II.

Слева: Панель флоковых обоев, идентичных тем, что прежде украшали гостиную королевы во дворце Хэмптон-корт. Англия, около 1735 года.

Справа: Фрагмент флоковых обоев. Дизайнер Оуэн Джонс, Англия, 1850.
Образцы из коллекции Музея Виктории и Альберта, Лондон.

XVII век стал свидетелем появления флоковых обоев. В 1634 Жером Ланье (беженец-гугенот из Франции) запатентовал в Лондоне метод покрытия обоев измельчёнными шерстяными волокнами. Флоковые обои имели очаровательную рельефность и удивительно точно имитировали бархатную ткань. При этом они обладали двумя преимуществами: стоили дешевле и не боялись моли, т. к. скипидар в составе клеящего вещества для волокон отпугивал насекомых. В 1753 лорд Альбемарль, английский посол в Париже, выбрал синие флоковые обои, чтобы украсить ими свою резиденцию. Обои произвели настоящий фурор. Уже в следующем году маркиза де Помпадур декорировала подобными обоями в Версале свою гардеробную и коридор, соединявший её апартаменты с часовней. Флоковые обои стали очень модными не только в Англии и Франции, но и в других странах. Видя такой успех, некоторые французские мануфактуры тоже стали выпускать обои с шерстяным напылением.

Флоковые обои. Современное производство на основе оригинального дизайна из архива Cole & Son

В конце XVII века Лондон познакомился с китайскими обоями, которые занимали прочные позиции на рынке роскошных стеновых покрытий в течение следующих ста лет.

Китайские обои, в отличие от европейских, рисовались (часто полностью) вручную. Это были не узоры из повторяющихся паттернов, а живописные крупномасштабные картины. Каждый набор обоев представлял собой композицию, которая составлялась из отдельных полос. В такой комплект обычно входило 25 или 40 полос шириной 1,2 м и длиной/высотой 3,65 м.
По своему дизайну китайские обои делились на две группы. Первая — изображения людей и бытовые сценки; вторая — пейзажные зарисовки или птицы среди экзотических цветов и растений. Обои покоряли тщательностью художественной работы, изысканностью оттенков, высокой степенью натурализма и детализации.

Китайские обои, около 1750 года. Усадьба Айтем Моут, Кент, Англия.

Кстати, такие обои изготавливались исключительно на экспорт, сами китайцы не пользовались ими, предпочитая фоновые обои (обычно белые, тёмно-красные или золотистые).

Стоит упомянуть, что в XVII–XVIII вв. были весьма популярны кожаные обои. Их производили в виде панелей, которые монтировались на стене как альтернатива гобеленам. Кожаные обои появились в Северной Африке, откуда в IX веке они попали в Испанию благодаря маврам. Обои делали из тонкой телячьей, овечьей или козьей кожи, которую золотили, а затем раскрашивали, часто использовалось тиснение.

Панель с кожаными обоями в Малоннском аббатстве (Намюр, Бельгия). Автор — Корнелис Киндт, Брюссель, около 1765 года.

В XV–XVI вв. технология кожаных обоев попала в Брабант и Фландрию, где была несколько доработана. Золочёные обои экспортировались не только в европейские страны, но даже в Японию.

История обоев

Обои — это, безусловно, самый распространенный вид настенного покрытия в мире. Сегодня существует масса разновидностей: бумажные, текстильные, виниловые, изготовленные из разных природных материалов, инкрустированные стразами, кристаллами и пр., флизелиновые, высокотехнологичные и многие-многие другие обои, которые ежегодно производятся миллионами тонн и миллиардами километров.

Во всех странах и на всех континентах обои ценятся за ту незримую теплоту, которую они придают домашнему интерьеру, и, конечно же, за свою эстетическую привлекательность. Но как же все это случилось?

Появление бумаги

Египетский папирус

История обоев началась примерно за 4000 лет до н.э., когда на свет появилась самая ранняя форма бумаги — египетский папирус. Однако родиной бумажных настенных покрытий стал вовсе не Египет, а древний Китай. Именно китайцы изобрели рисовую бумагу, и именно они в 200 году до н.э. первыми начали применять её в качестве покрытия для стен.

В 105 году уже нынешней эры китайский придворный Цай Лунь изобрел технологию производства бумаги из текстильных отходов (тряпья). Это было рождением бумаги таковой, какой мы её знаем сегодня. Между прочим, именно благодаря этому изобретению Китай смог развивать свою цивилизацию гораздо быстрее других — появление бумаги способствовало широкому распространению грамотности и литературы. Неудивительно, что этот факт вызывал интерес и зависть у многих правителей древних государств, и за «рецептом» бумаги охотились не менее усердно и коварно, чем за секретом изготовления шелка.

В 751 году в битве при реке Талас арабские войска захватили в плен нескольких китайских производителей бумаги. Тайны и навыки её производства были раскрыты. Бумага стала распространяться по Ближнему Востоку и за его пределы.

Приготовление бумаги по методу Цая ЛуняСамая старая сохранившаяся книга, 256 г. н. э. В Европу бумага попала лишь в XII веке, где до тех пор стены декорировались различными тканями. К тому времени она уже стала тонкой и достигла довольно высокого уровня качества во многом благодаря тому, что арабы заменили волокна льна в её составе на шпон и бамбук.

История развития обоев

Первыми европейскими образцами блочной печати были религиозные памятки, называемые «helgen». Старейший из известных таких рисунков — Представление Девы (1418 г.) — хранится сегодня в Королевской Библиотеке Брюсселя. В Китае подобный метод печати применялся еще в V веке.

Самая ранняя из найденных печатных книг, 868 г.

Жан Бурдишон, «Поцелуй Иуды»

В 1481 году французский художник Жан Бурдишон раскрасил для короля Людовика XI 50 рулонов бумаги прекрасными ангелами на синем фоне. Король Людовик приказал ему изготовить такие портативные обои, потому что часто переезжал из замка в замок. После этого многие богатые европейцы на протяжении десятков лет заставляли художников разрисовывать бумагу для украшения стен, но вряд ли можно сказать, что настоящие бумажные обои существовали до появления печатного пресса.

Фрагмент обоев из Колледжа Христа в Кембридже, 1509 г.

Самый ранний фрагмент европейских обоев, который удалось обнаружить и который сохранился до сегодняшних дней, был найден на балках Колледжа Христа в Кембридже, Англия и датирован 1509 годом. Дизайн этих обоев представляет собой оттиск с гравюры на дереве граната, выполненный на обороте провозглашения, выданного Генрихом VIII. Автором этой работы был признан типограф из Йорка Хьюго Гоес.

Настоящим изобретателем обоев принято считать французского гравера Жана-Мишеля Папиллона, который в 1675 году начал использовать деревянные блоки для создания продолжительных и непрерывных узоров на бумаге.

Изобретатель обоев Жан-Мишель Папиллон

Позднее значительного успеха добились и английские методы производства обоев. Продукты, которые в XVIII веке появились в лучших магазинах Лондона, быстро стали писком моды. На первых порах лондонские модники предпочитали очень дорогую, расписанную вручную бумагу, которая имитировала различные архитектурные элементы и материалы, например, мрамор или лепнину. Но позже обои добились признания и благодаря своим собственным достоинствам. Особенной популярностью пользовались окантовки, напоминающие тесьму или отрезок ткани, а также флоковые обои, выглядевшие как срезанный бархат.

Старинные флоковые обои, 1760 г.

В Америке обои появились в 1739 году. Бумажные настенные покрытия с рисунком — от неоклассических моделей до беспорядочных узоров из роз — быстро стали олицетворением моды. Изначально колонисты копировали европейский стиль, но после войны в американском мастерстве начала проявляться самостоятельность. Американские обои, 1816 год Фрагмент обоев Grasscloth 1895 года, обнаруженных в Брин Атине, штат Пенсильвания В 1778 году король Людовик XVI издал указ, в котором задал требуемую длину рулона обоев 34 фута (10.36 м). Эта величина остается общепринятой по сей день.

В 1785 году француз Кристоф Филипп Оберкампф изобрел первую машину для печати обоев. В то же самое время его соотечественник Никола Луи Робер нашел способ изготавливать бесконечный рулон.

Изобретатель литографии Алоиз Зенефельдер

Следующий важный вклад в историю развития обоев внесла Германия. В 1798 году в Зольнхофене Алоизом Зенефельдером была изобретена литография — новый способ печати, в ходе которого краска наносилась на бумагу под давлением при помощи плоской печатной формы.

В 1839 году Чарльз Гарольд Поттер из Дарвена изобрел машину для 4-хцветной поверхностной печати, на цилиндрах которой были вручную вырезаны формы для получения узоров. Это английское изобретение позволило печатать до 400 рулонов обоев в день. В 1850 году количество возможных оттенков увеличилось с четырех до восьми, а в 1874 году их уже стало 20.

В 1879 году австрийцем Карлом Кайчем была изобретена глубокая печать. При использовании этого метода краска может наноситься на поверхность бумаги намного более толстым слоем, придавая ей не только цвет, но и рельеф.

Метод глубокой печати

Шелкография, как говорят, возникла и развивалась в Японии и Китае между 960 и 1280 годами. Однако впервые она была запатентована в Англии Самюэлем Саймоном в 1907 году. Первая механическая машина для шелкографии была изобретена в 1920 г.

Нанесение рисунка методом шелкографии

В викторианскую эпоху было модно украшать стены комнат как можно ярче. Появление машинного производства сделало обои с самыми сложными узорами доступными практически для каждого дома. Такие мастера, как Луис Комфорт Тиффани и Уильям Моррис с их лирической манерой интерпретировать природные мотивы, стали символами стиля модерн. Уильям Моррис, 1857 г. Обои Trellis от Уильяма Морриса, 1862 г. Но, несмотря на все это, настоящее признание обои получили лишь в 20-х годах. То время прославилось как Золотой век обоев, за период которого было продано их более 400 миллионов рулонов.

Одна из первых машин для производства бумажных рулонов

После Второй мировой войны вся промышленность пережила революцию благодаря появлению пластиковых смол. С их помощью многим изготавливаемым продуктам удалось придать такие важные свойства, как сопротивляемость к грязи, стойкость к стирке, прочность и долговечность.

Архитектурный модернизм, длившийся по 70-е — 80-е, выступал против декоративных излишеств, из-за чего обои впали в немилость на большую часть времени этого века. Но в конце XX столетия многие люди вновь открыли для себя всю романтику и красоту узорчатых стен.

Что мы имеем сегодня?

Последние достижения в области цифровой, фотографической и других печатных технологий позволяют современному оборудованию воспроизводить любые исторические орнаменты и цифровые материалы на самых разных подложках. После того, как высокие технологии вмешались в дело, чего остается ждать от дальнейшего развития обоев?

Современные обои от итальянского бренда Sirpi

Сегодня мировые производители предлагают чудесные обои для стен, которые можно мыть и которые могут отлично прослужить более 15-ти лет, но при этом их история была выдержана в лучших традициях мирского искусства. Дизайн современных обоев может воспроизвести любой стиль архитектуры любого периода. Но, в отличие от дорогостоящих фресок и гобеленов, этот вид настенного покрытия сегодня доступен каждому. История обоев обновлено: Январь 16, 2014 автором: Маргарита Глушко

Для более простых помещений использовали холст, его или белили, или пропитывали воском. В «Описи загородному двору, что на Фонтанке, Артемия Волынского» первой половины XVIII века сообщается, что большая часть комнат обита полотном и выбелена. А зал «…по панели обит обоями вощанкою цветною».

Д. Благово в «Рассказах бабушки. Из воспоминаний пяти поколений, записанных и собранных её внуком» писал: «У бабушки и в доме всё было по-старинному, как было в её молодости, за пятьдесят лет тому назад (то есть в конце XVIII века. — Е. Ю.): где шпалеры штофные, а где и просто по холсту расписанные стены».

Чрезвычайно редко встречались обои из кожи, так, в знаменитом доме С. Яковлева «в большой зале стены были обтянуты кожаными обоями, расписанными масляными красками».

Первое упоминание об использовании бумажных обоев в Петербурге относится к 1761 году: «И тот покой, где будет подъёмный стул, обить бумажными обоями» (здесь речь идёт о помещении с «лифтом» для Елизаветы Петровны в Зимнем дворце).

Стены квартир жильцов со средним достатком оклеивались листами бумаги (иногда для экономии — старыми газетами, письмами, документами и прочим), а затем покрывались краской. Традиционно зал окрашивался жёлто-золотистым колером, гостиная — синим, будуар — зелёным. В служебных помещениях квартир бумагу оставляли неокрашенной, отчего в просторечии эти помещения называли «бумажками».

Как пишет в своих воспоминаниях граф М. Д. Бутурлин («Русский архив», №№ 5–8 за 1897 год): «Обои были тогда (в первой четверти XIX века. — Е. Ю.) ещё редко в ходу; у более зажиточных стены были окрашены жёлтою охрою». Стены комнат окрашивались в чистые цвета: лиловый, зелёный, синий всех оттенков, голубой, серый, «палевый», «перловый», «бланжевый» и т. д. Позже стали использовать и бумажные обои тех же расцветок, однотонные или рисунчатые — с орнаментами в виде розеток, звёзд, полос из стилизованных листьев.

Но любили и сюжетные обои, их рисовали прямо на оклеенной бумагой стене. С. Т. Аксаков о конце XVIII века писал: «Взглянув в залу, я был поражён её великолепием: стены были раскрашены лучшими красками, на них изображались незнакомые мне леса, цветы и плоды, неизвестные мне птицы, звери и люди…». У М. Д. Бутурлина (в 1817 году): «Тогда ещё были в ходу аляпистые (по большей части) изображения по стенам густого леса в настоящие почти размеры и разные ландшафтные виды». Кроме пейзажей в Петербурге любили росписи обоев на античные сюжеты, а в квартирах попроще — пышные букеты и райских птиц.

К концу XVIII века обои стали применяться повсеместно. Так Ф. Вигель описывает дом предводителя дворянства Д. Оболенского в 1797 году: «Два раза в неделю пировал у него весь город… Меня как-то раз взяли с собой на один из сих вечеров. Вот что я нашёл: две при­ёмные комнаты, длинную и низенькую залу и гостиную немного поменьше, обе оклеенные самыми обыкновенными бумажными обоями…». Особо хочу отметить, что для современника оклейка обоями представляется явлением обычным.

На широкое применение бумажных обоев указывает и сам факт регистрации обойных мануфактур в конце XVIII века. Кроме того, необходимо учитывать моду на европейские обои. Городские дома и дворцы стали деко­рироваться «бумажками». С самого начала своего существования обои не ценились как самостоятельный отделочный ма­териал. Именно поэтому они должны были имитировать или более дорогие материалы: чаще всего шёлк, реже — кожу, дерево, мрамор, штоф; или более модные материалы — например, штукатурку.

В начале XIX века обои промышленного производства стали применяться реже — преимущественно в жилых помещениях. В 1829 году «Журнал мануфактур и торговли» сообщал: «С того вре­мени, как найдено удобнейшим стены внутри домов, даже деревянных, штукату­рить, красить и расписывать, бумажные обои мало-помалу стали выходить из упо­требления, и только в летних домах, беседках и у людей недостаточных сохрани­лись… Такая перемена вкуса и обычая привела обойные фабрики в стеснённое по­ложение…» Вот такая мода на однотонные стены. Бумажные обои стали окрашивать клеевой краской, имитируя модную штукатурку. «Колера приобретают насыщенность и плотность. Редко применяется в гостиных голубой колер, чаще глубокий, насыщенный тём­но-синий. Зелень кабинетов и спален насыщается до естественного цвета лугов и сочных весенних липовых крон».

В 1830-х годах получают распространение однотонные фабричные обои, а так­же возрастает популярность фабричных орнаментированных. К «дорогим» относились обои с очень слож­ным рисунком, когда на бумаге воспроизводились картины и при этом использовалась роспись от руки и приходилось накладывать на один рисунок до несколько сотен красок одна на другую.

Такие дорогие обои использовались в оформлении петербургских дворцов. Вот, например, описание Михайловского дворца: «Соседняя с овальным залом малиновая гостиная получила своё название от малинового цвета с золотыми розетками обоев, наклеенных на холст и покрывающих стены… В симметрии с малиновой гостиной с другой стороны овального зала находилась синяя или голубая гости­ная… стены в ней были обиты холстиною и оклеены бумажными обоями голубого цвета с золотыми цветами».


Где и как производились бумажные обои в Петербурге

Бумажные обои были заимствованы европейцами из Китая, где их производство практиковалось издавна. Первые обойные фабрики в Европе воз­никли в Англии, потом во Франции и Германии.
В Англии в огромных количествах производили дешёвые и средние сорта обоев; во Франции в большинстве своём выделывали только роскошные образцы. Так что первоначально бумажные обои в Петербурге были привозными.

Изготавливать же их на российских мануфактурах начали во второй половине XVIII века. Обои склеи-вали из отдельных листов бумаги, затем вручную наносилась краска. Где располагались эти весьма мелкие предприятия, сказать трудно, поскольку для их открытия не требовалось больших площадей, а из оборудования лишь несколько печатных досок да ручной пресс.

А вот промышленное изготовление бумажных обоев впервые началось в 1817 году на Императорской обойной фабрике при Ропшинской бумажной мельнице на берегу Фабричного пруда у восточной границы Ропшинского парка. Это было крупное производство, на котором работало около 200 человек. Здание для фабрики было возведено по проекту архитектора Ю. М. Фельтена и С. П. Берникова. В 1822 году фабрика переехала в Царское Село, в здания Фабрики ассигнационных бумаг, построенные по проекту Ч. Камерона вдоль Купальных прудов. До нашего времени эти постройки дошли практически без изменений. Всего десять лет фабрика проработала с государственной дотацией. С 1832 по 1869 год она была на самоокупаемости, а в 1870 году здания были выкуплены для женского ремесленного приюта.

Наряду с Императорской обойной фабрикой существовали и частные предприятия, к середине века их было уже семь. В 1838 году в доме Цоликофера в Каретной части на набережной Обводного канала была открыта фабрика Т. Гечи (Гетчи, Геши), а спустя семь лет, в 1845 году, там же компанией Камюзе было основано обойное производство, которое в 1860-е годы переедет в новое помещение на Боровой улице, дом № 43. В 1840-е годы в собственных домах работают обойные фабрики Герена на Новом Екатерингофском проспекте, Деринга на Петровском острове и Кокушкина на Садовой улице. В 1848 была создана фабрика купца 3-й гильдии Г. Ф. Петерса на Васильевском острове, в 1853-м — купца 3-й гильдии С. Е. Смирнова в Нарвской части на Обводном канале.

Вот какой итог начального распространения бумажных обоев был сделан на промышленной выставке в 1849 году: «Усовершенствованы технические порядки и удешевление изделий не только Царскосельской, но и ряда частных фабрик, привели к тому, что обои всех видов широко проникли в быт… В окрестностях Петербурга даже крестьянские избы оклеены ныне обоями, как прежде бывало в городских домах… Вот отрасль промышленности, вполне заслуживающая своей цели».

С изобретением непрерывной бумагоделательной машины появились рулонные обои. Сначала бумажные рулоны привозили из-за границы, а с начала 1820-х годов их стали производить на Петергофской фабрике. В 1823 году в Англии была изобретена Пальмером обойнопечатная машина, которая была завезена в Россию в начале 1850-х годов. К 1850 году была доступна печать 8 цветов, а в 1874 году была изобретена печатная машина, позволяющая печатать 20 цветов на обоях.

В 1870-е годы количество петербургских обойных фабрик удвоилось и достигло своего максимума. Открываются новые фабрики — П. Галахова сначала в Александро-Невской части на улице Ломаной в доме № 70, потом в Петербургской части на Петровском проспекте в доме № 3; К. А. Уткина — в Петербургской части на улице Большой Зеленина в доме № 31; Я. Б. Киселева — на Лиговском проспекте в доме № 106; А. Н. Кожевниковой — тоже на Лиговском проспекте в доме № 295; Т. Т. Чупятова — на Васильевском острове, в Гавани, на Малом проспекте в доме № 1; М. И. Лихачёвой — на 3 линии Васильевского острова в доме № 52; Д. П. Павлухина — сначала в Петербургской части на Пушкарской улице в доме № 55, потом в Гавани на Малом проспекте в доме № 1, позже на Большом проспекте Васильевского острова под № 80 будет построено шестиэтажное специальное фабричное здание, сохранившееся до наших дней; П. А. Мартынова — на Петергофском шоссе в доме № 44; А. Кривцова, а потом А. Уконина — в Царском Селе на Широкой улице в доме № 1 и другие.

На 16 петербургских обойных фабриках работало более полутысячи человек, которые производили более 3 миллионов кусков в год на сумму 625 000 рублей. Много это или мало? В России Петербург тогда занимал первое место в обойном производстве, вдвое превосходя Москву и Финляндию.
В сравнении же с мировыми лидерами, Англией и Францией, развитие обойного производства выглядит не столь блестяще. В это время во Франции 100 фабрик выпускают обои. А одна английская обойная фабрика братьев Потер производила обоев больше, чем все фабрики России вместе взятые.

К началу ХХ века многие старые обойные фабрики закрываются, не выдержав сложной экономической ситуации. После кризиса с 1903 года появляются новые обойные фабрики — например, З. и С. Т. Ковалевских на Большой Итальянской улице в доме № 17, И. Н. Колобова на Безбородкинском проспекте (в настоящее время Кондратьевский проспект) в доме №14–16, Л. К. Заровского в Лесном на Объездной улице в доме № 8 и другие. Петербургские обойные фабрики постепенно отходят на второе место в России, отставая от московских в два раза, а перед Первой мировой войной — уже в пять раз. После революции были закрыты две последние петербургские частные обойные фабрики Павлухиных и Лихачёвой.

Как производились бумажные обои

Создание обоев начиналось с грунтования и выглаживания грунта. Так получались дешёвые однотонные обои. Следующий этап — нанесение рисунка при помощи печатных досок, количество которых зависело от количества цветов и могло колебаться от двух до тысячи. От многоцветности напрямую зависела цена обоев. С появлением обойнопечатной машины максимальное используемое количество красок уменьшилось до тридцати, обычно же применялось от четырёх до шести красок вместо нескольких сотен при ручной окраске.

Такие матовые обои с рисунками поступали в продажу, но ещё их могли сатинировать тальком для придания блеска, что сказывалось на цене товара. Для придания бумажным обоям водостойкости их лакировали. Особенно дорогим было покрытие растительным японским лаком. Довольно редко на самом последнем этапе при помощи пресса делалось тиснение.

Самыми дорогими считались «насыпные» или флокированные обои. На бумажную основу по трафарету наносили клеем узор и посыпали его мелкими разноцветными шерстяными ворсинками — флоком. Получался выпуклый бархатистый узор — бумажные обои «под бархат», «под сукно» или «узорчатый штоф». Обычно такие обои не клеили на стены, а сначала закрепляли на льняной ткани, а потом эту ткань закрепляли на стене. Многое делали вручную. Например, самые дорогие обои золотили или серебрили разведёнными в лаке драгоценными металлами. Также вручную расписывали имитации природных материалов: мрамор или дерево.

Умели делать и огнеупорные обои, для чего до нанесения красок грунтованные обои пропитывали смесью фосфора, аммиака и квасцов. Но применяли эту технологию весьма редко — не было спроса.

С 1830-х годов унифицировалась ширина обоев — 47 см, а вот длина куска долгое время была различной. Лишь во второй половине XIX века в Петербурге установилась длина 11-12 аршин, а в Москве — 8 аршин. Интересно, что в России стандартная для XX века длина рулона соответствовала указу от 1778 года французского короля Луи XVI, который устанавливал длину рулона обоев в 34 фута (около 10,2 м).

Толщина обоев в течение XIX века менялась: в начале она составляла 0,22 мм, к концу века став вдвое тоньше.

Где продавались и сколько стоили бумажные обои

Вот какую рекламу бумажным обоям напечатала в 1830 году «Северная пчела»: «Это подражание шёлковым тканям, сукну, гобеленам столь натурально, что надобен опытный глаз, чтобы не обмануться с первого взгляда. Ничто так не наряжает комнаты, как эти обои, на которых изображены живые цветы с необыкновенным искусством и богатые узоры превосходных очерков. Золото и серебро кажутся шитьём… Эти обои можно наклеить и на каменные стены в городских домах вместо живописи, и преимущество то, что краски не тускнеют… При всей своей красоте обои отменно дёшевы».

К середине XIX века в Петербурге имелось 12 обойных магазинов, в них торговали «по весьма умеренным ценам — обои от 5 до 25 руб. за кусок; бордюры — от 10 до 30 руб. за кусок». В то время отделка одной комнаты высококачественными фабричными обоями, отечественными или импортными, стоила от 200 до 300 руб.

Продавались обои только на центральных улицах Петербурга. На Садовой улице располагались семь специальных магазинов: в доме Балабина № 18 — магазин Броникова; в доме № 26 в Пажеском корпусе — магазин Группа (эти два магазина принадлежали Царскосельской фабрике); в собственном доме № 25 на углу с Мучным переулком (№ 4) — магазин фабрики Деринга; в доме Ильина на углу с Апраксиным переулком — три магазина Поль, Заикина и фабрики Смирнова; в доме Жукова по Садовой улице № 31 на углу с Гороховой улицей (№ 34) — магазин Колесова. На Невском проспекте четыре магазина: на углу Большой Морской (№ 9) в доме Чаплиных № 13 — магазин Потаповой; в доме герцога Лейхтенбергского на Невском проспекте — магазин фабрики Гечи; в здании Голландской церкви в доме № 20 и в доме Косяковских — два магазина фабрики Камюзе. На Большой Морской улице два магазина: в доме Штрауха № 23 на углу Гороховой улицы (№ 12) — магазин фабрики Шеффера, доме Косяковских — магазин Кокушкина. На Михайловской улице в здании Дворянского собрания — магазин фабрики Гетже. В доме Горфункеля на набережной канала Грибоедова — магазин Фридерица.

К концу ХIХ века на Большой Московской улице в доме № 1–3 находился магазин фабрики Иогансона, в доме на углу Садовой улицы, № 27 и Мучного переулка, № 9 располагались магазины трёх обойных фабрик Мартыновой, Толстинского и Лихачёвой. Причём последняя имела ещё и второй магазин на Большом Сампсониевском проспекте в доме № 33. Как мы видим, все крупные обойные фабрики как государственные, так и частные, имели собственные магазины, а иногда и не один, для сбыта своей продукции.

К концу XIX века уже в 33 магазинах можно было купить обои по следующим ценам за рулон: «бумажные» (негрунтованные) — по 9 коп., «грунтовые» — по 20 коп., «глянцевитые» — по 25 коп., «тиснёные» — по 85 коп.

Как клеили бумажные обои и ухаживали за ними

Что за чудо! Мы клеим обои.

Основательно, не впопыхах.

И бумагу, как что-то живое,

Неумело держу я в руках.

О. Альтовская, 2012

В XVIII веке обои наклеивались предварительно на холст, затем крепились к стене. Этот способ несёт в себе традиции обивки стен штофом. Вспомним, что в «Мёртвых душах» Н. Гоголя у Коробочки «комната была обвешана старенькими полосатыми обоями» (это о 1820-х годах).

К середине XIX века сложилась система оклейки, используемая и весь ХХ век. Приведу некоторые рекомендации по применению обоев из старинных книг по домоводству.

Наклеивать обои старались только на сухие стены, иначе они отставали. Но в Петербурге при высокой влажности это не всегда удавалось. Вот как А. Вербицкая описывала в 1899 году комнату, которую снимали за 20 рублей трое студентов в рассказе «Репетитор»: «Комната была в одно окно. Безобразные расплывшиеся пятна сырости покрывали сплошь всю стену. Обои отстали, кое-где были сорваны. Плесень затянула углы на подоконниках».

Штукатурку намазывали горячим жидким раствором клея, на него садили газеты и по ним при помощи холодного крахмального или мучного клейстеров наклеивали обои. Делали это внахлёст, поэтому начинали от окна, чтобы стыки были незаметны.

Оклеивая квартиру из нескольких комнат, oбoи рекомендовалось подбирать по цвету так, чтобы избежать как однообразия, так и резких контрастов: не сочетать очень тёмные и очень светлые, очень блёклые и предельно яркие, а также противоположные цвета — жёлтый и синий, зелёный и красный.

При выборе обоев следовало принимать во внимание светостойкость их красок. Голубые и синие обои под действием света быстро выгорают, а синие обои в тёмных помещениях «седеют», приобретают сероватый оттенок.

Оклеивать стены можно от потолка до пола одинаковыми обоями или обоями двух видов. При таком способе оклейки, пригодном лишь для высоких помещений, для нижней трети стены обычно брались сетчатые, полосатые обои, имитировавшие панели, а верхние две трети оклеивались похожими на шёлк обоями с цветочным рисунком.

Если обои не примыкали к лепному карнизу, то по их верхнему краю наклеивали бордюр, хорошо сочетающийся по цвету. Вместо бумажного бордюра можно было использовать деревянный багет — узкие полированные, лакированные, покрытые бронзой, гладкие или рельефные рейки.

Как рекомендовалось в многочисленных книгах по домоводству, «коричневая мебель хорошо сочетается с голубыми, синими, зелёными, серыми, а также оранжевыми, бежевыми и светло-коричневыми обоями; светлая, жёлтая мебель (дуб, ясень, карельская берёза) — с бежевыми, коричневыми, оранжевыми, розовыми, желтовато-зеленоватыми, фисташковыми; серая мебель — с зеленоватыми и голубыми; белая — с палевыми, розовыми, зеленоватыми, голубыми, серыми; мебель красного дерева — с синими, голубыми, зелёными, палевыми, золотистыми обоями». Чем больше в комнате находилось предметов убранства, тем «спокойнее» должны быть цвет и рисунок обоев.

В начале XIX столетия клеили обои не только на стены, но и на потолки, в конце века — даже на полы, покрывая их особым лаком.

Во время генеральной уборки со стен, оклеенных бумажными обоями, сначала «пыль смахивали веником, а затем протирали обои с помощью крупы овсянки, посыпанной на сухую жёсткую шерстяную тряпку, или чистили их мякишем пшеничного свежего ситника».

При хорошем уходе бумажные обои могли служить по 30–40 лет, не тускнели, не выгорали, не осыпались. Естественно, в «барских» квартирах их переклеивали чаще, в зависимости от меняющейся моды.

Бумажные обои живут и побеждают

На дворе XXI век, а традиционные бумажные обои занимают весьма устойчивое положение, несмотря на обилие различных предложений современной индустрии. Это и виниловые, и текстильные, и флизелиновые, и даже жидкие обои. Но давайте посмотрим, так ли далеко ушли эти новые материалы от привычных бумажных обоев и почему не могут их вытеснить?

Начнём с флизелина, нетканого материала из целлюлозных волокон, скреплённых полимером. Он по составу весьма близок к обычной бумаге, его даже называют «улучшенной бумагой», поскольку он хоть и пропускает воздух, но сам по себе прочнее. Обычно флизелиновые обои используют под покраску, либо как подложку под текстиль или декоративный слой из поливинилхлорида (ПВХ, а попросту — винила). Так уже получаются виниловые обои, которые отличаются от бумажных своей неэкологичностью, воздухонепроницаемостью и несколько завышенной ценой.

По прежнему в ходу шёлковые обои, но от технологии осталось лишь название — на самом деле это вискозный материал с небольшой добавкой шёлка. Популярными из-за своей экологичности и фактурности стали льняные и джутовые (индийское растение, из которого изготовляют верёвки) обои. Также встречаются велюровые обои с нейлоновым ворсом на бумажной основе. Фетровые обои, несмотря на своё название, весьма редко бывают из натуральной фетровой ткани (это чрезвычайно дорого), обычно из микрофибры, полимера, полипропилена, акрила. Понятно, что текстильные обои, несмотря на свой великолепный вид, не могут конкурировать с бумажными из-за их весьма высокой цены.

Сравнительно недавно появились так называемые жидкие обои. Их часто путают с обычной штукатуркой, но основа жидких обоев — целлюлоза, а штукатурка содержит песок. Насколько эти новые обои будут востребованы, покажет время, пока ещё рано судить.

Итак, подведём итоги. Появившиеся два с половиной века назад в Петербурге бумажные обои по-прежнему востребованы. И это вполне объяснимо их устойчиво низкой ценой. Некоторое время позиции их были несколько потеснены виниловыми обоями, но именно сейчас мы наблюдаем возвращение интереса к бумажным обоям из-за растущей моды на экологичные материалы. Думается, что бумажным обоям суждена ещё долгая жизнь.

Фотосерия «Брошенные вещи», снятая в 2008 году при расселении дома № 24/1 на Гагаринской улице. Фотографии Юрия Молодковца

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх