Buig

Специалисты широкого профиля

Творческий беспорядок

Творческий беспорядок как качество личности – склонность во время творческого процесса игнорировать стерильную чистоту, пустоту стола, нахождение вещей на своих местах.

Творческий беспорядок – приверженность хаосу. Великий Эйнштейн говорил: «Порядок нужен дуракам, гений властвует над хаосом».

Жильё великого композитора Людвига ван Бетховена знакомые описывали так: “В его доме царит поистине удивительный беспорядок. Книги и ноты разбросаны по углам, так же как и остатки холодной пищи, запечатанные и наполовину осушенные бутылки; на конторке беглый набросок нового квартета, и здесь же остатки завтрака…”

Сэр Александр Флеминг – баловень творческого беспорядка, британский бактериолог, открывший лизоцим и выделивший первый в мире антибиотик – пенициллин. Коллеги частенько посмеивались над Флемингом: ученый, а в лаборатории черт ногу сломит.

«Флеминг сохранял выделенные им культуры микроорганизмов по две-три недели и, прежде чем уничтожить, внимательно их изучал, чтобы проверить, не произошло ли случайно какого-нибудь неожиданного и интересного явления. Дальнейшая история показала, что, если бы он был таким же аккуратным, как я, он скорее всего не открыл бы ничего нового». Это отрывок из воспоминаний одного из сотрудников лаборатории ученого.

Удивительно, но именно творческий беспорядок помог Флемингу совершить 2 важнейших открытия.

В 1922 году сэр Флеминг простудился. Мучаясь от насморка, он занес в чашку Петри носовую слизь. В той части чашки, куда она попала, колонии бактерий погибли. Флеминг стал исследовать это явление. Оказалось, что такое же действие на раствор со множеством бактерий оказывают слезы, слюна, частицы живой ткани. Так Флеминг открыл лизоцим – антибактериальный фермент, вырабатываемый организмом человека.

Выделить пенициллин также помог случай и… творческий беспорядок в лаборатории. В 1928 году в кабинет к ученому заглянул коллега. Флеминг как раз перебирал заплесневевшие чашки Петри со старыми культурами. «Как только вы открываете чашку с культурой, вас ждут неприятности: обязательно что-нибудь попадёт из воздуха…» – пожаловался Флеминг коллеге. А потом внезапно замолчал и задумался… В одной из заплесневевших чашек Петри все бактерии погибли. Это положило начало флеминговским исследованиям плесени, завершившимся открытием пенициллина.

Если вам нужен современный пример, это – Стив Джобс. Не удивительно, что он изобрел интерактивные книги: обычные ему было очень тяжело хранить. Его стол всегда был словно после катастрофы. Есть основания предположить, что это тоже сыграло свою роль в его работе.

Психолог-ученый из Университета Миннесоты Кэтлин Вогс провела ряд экспериментов, доказывающих, что творческие, задумчивые люди действительно лучше работают, когда вокруг них беспорядок. Возникает справедливый вопрос: может, “творческое мышление” – это и есть свинарник в доме?

Творческий беспорядок – источник вдохновения. Он характерен людям творческих профессий творческих профессий – артистам, художникам, дизайнерам, писателям и прочим служителям искусства. Социологи утверждают: люди с высоким уровнем креативности сознательно дезорганизуют пространство вокруг себя. Это предположение выдвинул ещё Абрахам Маслоу, который в книге «Дальнейшие рубежи развития человека» советует руководителям компаний принимать как должное небрежность сотрудников, занятых выполнением творческих задач. Автор утверждает, что окружающий хаос позволяет сознательно перекладывать имеющиеся в распоряжении знания, пока они не соберутся в причудливое сочетание, являя миру новую идею.

По мнению психологов, творческие люди, живущие в состоянии хаоса, обычно легко в нём ориентируются, быстро находя нужные книги, черновики, макеты, технику и другие необходимые вещи. Однако у по-настоящему творческих людей периоды бардака обязательно сменяются периодами наведения порядка, классификации и избавления от ненужных вещей – это завершающий этап их трудов. Если же дома и на рабочем хаос царит постоянно, то, по мнению экспертов центра психических нарушений США, это может стать причиной нарушения психического здоровья. Они установили, что в мозгу тех людей, кто по тем или иным причинам постоянно живёт в окружении беспорядка, происходят заметные нарушения: область головного мозга, отвечающая за познавательные процессы, находится в хроническом напряжении. И потом, в разбросанных по дому вещах накапливается пыль и бактерии, которые вредят организму человека и могут привести к развитию аллергии, астмы, дерматита.
Как члены семьи должны относиться к творческому беспорядку? Психолог Марина Тумовская пишет: «Второй половине» творческой личности необходимо смириться с беспорядком, который царит в его кабинете, творческой мастерской и т.д. Потому как человек творческий не мыслит своей жизни без креатива, а значит, и без беспорядка. Любые выяснения отношений по этому поводу лишь сделают жизнь более напряженной, но ни к какому положительному результату не приведут.

«Второй половине» не стоит вторгаться в творческое пространство креативщика, и тем более пытаться навести там порядок. Любой клочок бумаги, который вы можете выбросить, по ошибке приняв за «мусор», может оказаться бесценной идеей для вашего любимого.

В мастерскую или кабинет нужно обязательно поставить мусорницу. Возможно, креативщик на каком-то этапе сам захочет немного «поразгребать» завалы бумаг, скопившиеся на столе и начавшие мешать работе.

Терпение, терпение и только терпение! Ведь творческий беспорядок заканчивается, когда завершается работа над проектом. И вы сможете ощутить гордость за человека, который столько дней или недель подряд «трепал вам нервы своим бардаком».

Петр Ковалев 2015 год
Другие статьи автора: https://podskazki.info/karta-statej/

Творческий беспорядок или бардак? Пара слов об окурках Марины Цветаевой

Приверженцы творческого беспорядка встречают рекомендации, данные для «перезагрузки мозга» в прошлом посте, в штыки. Они не позволяют даже убираться на своём рабочем столе или в кабинете, так как не могут ничего найти после чужой уборки.

Одним из главных аргументов выступают окурки Марины Цветаевой, с талантом которой не поспоришь. Если её творческому процессу беспорядок не мешал, то зачем «перезагружать мозг» погружённому в работу фрилансеру? Процитируем современников поэтессы:

Неряшливый деревянный стол, неубранная посуда. Табачный дым. И в нем тусклая электрическая лампочка. (Н. А. Еленев)

В доме у них грязь была ужасная, вонь и повсюду окурки. Среди комнаты стоял огромный мусорный ящик. (С. Н. Анронникова-Гальперн)

Вдоль обеих стен стояли запакованные тюки, оставляя узкий проход к окну, где стоял письменный стол. На нем вперемешку с книгами, бумагами, неизменным кофейником и папиросами лежали сковорода, немытая посуда и почему-то туфель. (И. Б. Игнатова)

На столе в беспорядке еда и посуда – чистая и грязная, книги, карандаши, как бывает на столах, за которыми и едят и работают. (Н. П. Гордон)

Марина сама ничего не умела делать. Почему-то в одной из квартир, в середине ее комнаты стояла огромная «poubelle» . (М. С. Булгакова)

Вообще она была удивительно неприспособленная. Дома у нее всегда был страшный бедлам…

Источник: П. Фокин. «Цветаева без глянца».
http://mreadz.com/new/index.php?id=330457&pages=32

Получается, творческий беспорядок всё-таки убирать не стоит? Стоп. Давайте внесём ясность в вопрос, проведя чёткую грань между творческим беспорядком и обыкновенным бардаком.

Стихи – налево, котлеты – направо, мухи – за окно…

На самом деле творческий беспорядок – это порядок, который привычен для конкретного человека. Это расположение предметов, к которому мозг уже привык. Подсознательно человек знает, что вон та бумажка-склерозка лежит под книгой, а ручка – за кипой журналов. И уборка, понятное дело, вносит дисгармонию в привычную обстановку.

Комната ее поразила нас хаотическим беспорядком: все лежало вперемешку. Но и тут, в Голицыне, и особенно в Москве, скоро стало понятно, что в этом беспорядке есть свой порядок и смысл. Марина Ивановна прекрасно помнила, где что лежит, не тратила ни секунды, доставая нужное. А лежало все сверху, как я поняла, потому, что Марина Ивановна не желала тратить времени на открывание и закрывание ящиков и шкафов, на запоминание, что где: тут все было на виду. (Т. В. Кванина)

Но стали бы стихи Цветаевой хуже, если бы из «осмысленного беспорядка» были изъяты грязная посуда и мусор? Если бы у неё были деньги на домработницу?

Если честно, в предыдущем посте мы немного слукавили. Опасен не творческий беспорядок. Опасно принимать за творческий беспорядок элементарный бардак!

В интернете можно найти кучу фотографий из жилищ типичных интернет-домоседов, на которых компьютерный стол и кресло тонут в горах мусора. Какое отношение это всё имеет к творческому процессу? Помогает ли гора бытовых отходов интеллектуальной деятельности? Вопрос риторический.

Сейчас, когда работа студлансеров и других представителей фрилансерской братии сосредоточена в виртуальной реальности, на столе нужно держать не так уж много вещей. Ластики, линейки, тетрадки, бумаги, ручки, карандаши, калькуляторы, книги – все эти предметы, составлявшие творческий беспорядок интеллектуала прошлого, современному интеллектуалу в таком объёме уже не требуются. А куча старых чеков и стопка ненужных квитанций вполне могут отправиться в шредер. В большинстве случаев фрилансер может работать за девственно чистым столом!

Двадцать кружек на столе, пять банок энергетика по периметру рабочего места, завал упаковок от чипсов, шоколадок и печенек – это, господа фрилансеры, не творческий беспорядок. Это свинство и разруха в башке (при этих словах автор задумчиво косится на свой стол).

Кстати, любой психолог скажет, что бардак в квартире Цветаевой – психологическое отражение её трагического внутреннего мира. И все мы знаем, чем это закончилось. Но вас ведь не терроризирует кровавая ГэБня? Вы не вышвырнуты революцией в нищету, на чужбину, в безысходность? Значит, судьба Марины Цветаевой – не оправдание, а с личной бытовой разрухой надо что-то делать.

По крайней мере, если вы хотите повысить работоспособность и эффективность труда.

Что же делать шизоиду?!

Шизоиды крайне негативно относятся к попыткам призвать их к порядку. Для шизоида это очень болезненная процедура. И всё-таки выход есть.

Программа выхода из состояния бытовой разрухи для фрилансера-шизоида:

  1. Провести чёткую грань между творческим беспорядком и бардаком. Сделать это просто: нужно всего лишь отобрать нужные для работы вещи, которые имеют право находиться в вашей рабочей зоне.
  1. Навести порядок самостоятельно, относясь к этой задаче как к медитативному занятию, или делегировать эту обязанность наёмному работнику (запретив трогать и перекладывать то, что вам действительно нужно).

Возможно, кто-то захочет возразить: мол, у Марины Цветаевой окурки валялись по комнате, но она писала замечательные стихи! Так вот: если бы эти окурки чудесным образом из комнаты испарились, поэтесса не заметила бы их исчезновения. Просто потому, что окурки не являются частью творческого беспорядка.

Так что если вы не склонны отвлекаться на быт, наймите того, кто будет наводить порядок за вас, бережно отфильтровывая ваши листки с идеями (которые трогать ни в коем случае нельзя!) от конфетных обёрток (которые убирать нужно!). Если студлансер хорошо зарабатывает, он может себе это позволить.

Похожие статьи


Лариса Парфентьева

Мы привыкли думать, что порядок — это хорошо и правильно. Мы всегда пытаемся все упорядочить и подстроить этот мир под свои системы. Однако, мы забываем, что природа на деле хаотична и это неспроста.

В книге Тима Харфорда «Хаос. Как беспорядок меняет нашу жизнь к лучшему» есть много примеров и историй, которые наглядно показывают, что хаос — это не только беспорядок. Хаос — это многообразие. Хаос — это непредсказуемость. И это можно использовать с пользой.

В доказательство мы приводим вам три факта из книги, которые меня зацепили и показали, что хаос лучше порядка.

Хаос можно использовать как оружие на поле сражения

Один из способов достижения победы заключается в том, чтобы призвать вашего соперника к проигрышу. В шахматах, боксе, политике и других конкурентных ситуациях можно выиграть, используя хаос в качестве оружия.


Источник

В фильме «Рокки 2» отважный левша Рокки Бальбоа перенимает традиционную правостороннюю стойку в боксе, чтобы сразиться с чемпионом Аполло Кридом. Львиную долю таймов Бальбоа представляет собой боксерскую грушу, но в финальном раунде переключается на свою стандартную левостороннюю стойку и нокаутирует растерявшегося Аполло.

На Первой и Второй мировых войнах искусством хаотичной военной тактики в совершенстве владел немецкий генерал Эрвин Роммель. Роммель побеждал, создавая ситуацию непредсказуемости, в которой никто не мог разобраться, и полагал, обычно не напрасно, что с хаосом можно импровизировать лучше своих врагов. Его быстрые броски и смелые независимые решения создавали цикл обратной связи: враг был в растерянности; что в свою очередь создавало непредвиденные возможности; Роммель использовал их, создавая хаос и новые варианты развития событий. Эта стратегия применима не только на поле сражений.

Быстрая скорость принятия решений, их непредсказуемость вводят соперника в замешательство и создают благоприятные условия для победы. Намеренно созданный хаос с успехом можно использовать как оружие в борьбе с более сильным, но тяжеловесным противником.

Хаос заставляет нас быть внимательными

Благодаря упорядоченности и автоматизации процессов мы здорово облегчаем себе жизнь и делаем меньше мелких ошибок. Пилотам самолетов не приходится постоянно держать штурвал, поскольку можно включить режим автопилота. И насколько стало проще оттого, что появился GPS!

Однако, мы слишком сильно полагаемся на автоматику и от этого хуже справляемся с непривычными и сложными условиями. Частенько мы и сами, как машины, действуем на «на автомате», из-за чего допускаем серьезные ошибки.

В конце 2009 года произошел нашумевший инцидент, когда два пилота на автопилоте (не в переносном значении) пролетели мимо аэропорта Миннеаполиса более чем на 160 километров. Они просто уткнулись в свои ноутбуки и отвлеклись.

Чтобы включить в себе режим повышенной внимательности, нам нужен хаос. Ведь если ситуация абсолютно непонятная, мы настораживаемся и пытаемся понять, как реагировать. Хаос можно создавать искусственно в некоторых ситуациях, которые требуют осторожности. Вот вам наглядный пример, как хаос использовался для предотвращения дорожных аварий.

Ловейплейн в голландском городе Драхтен был типичной сложной развязкой, на которой часто случались аварии. Много пешеходов, светофоров, пробки… Водители старались побыстрее проехать через развязку и не следили за другими участниками дорожного движения.

Голландский специалист по дорожному движению Ганс Мондерман трансформировал Ловейплейн в squareabout — кольцевую развязку с формой, похожей на квадрат. Система стала похожа на пешеходную зону за исключением того лишь факта, что к площади со всех четырех сторон направлялось прежнее количество машин. Squareabout однозначно заставляет понервничать — пути водителей, велосипедистов и пешеходов хаотично «переплетаются» между собой. И все же squareabout работает. Число дорожных аварий снизилось в два раза. Это происходит именно потому, что squareabout кажется опасным, а не безопасным, каким является на самом деле. Водители никогда не знают, что произойдет или куда поедет следующий велосипедист, и в результате этого они едут медленно и пребывают в постоянном ожидании проблем.


Источник

В искусственно хаотичном squareabout Мондермана водители никогда не имели возможности бессознательно смотреть вперед и переключаться на режим автоматического вождения, так нам всем знакомый. Хаос заставляет их быть внимательными, разбираться в ситуации и наблюдать друг за другом. Эта площадь — хаос в сочетании с замешательством. Именно поэтому она выполняет свою функцию.

Хаотичная система устойчивее упорядоченной

В стремлении к порядку мы строим целые системы, которые по итогу оказываются совершенно нежизнеспособными. Естественный природный хаос и многообразие на деле гораздо лучше, чем порядок.

В 18 веке в Германии была разработана система посадки норвежской ели, которая упорядочивала обычную хаотичность лесов. Саженцы высаживались в ряд, погибшие деревья вырубались, а гниющие стволы убирались. Лес стал удобным для расчетов и бизнеса.

Первое поколение аккуратно посаженных и очищаемых от гнили деревьев прекрасно росли, однако уже во времена второго поколения начались проблемы. Немецкие леса начали погибать.

Дело было в том, что изменилась экология леса и деревья стали чаще заболевать. Из-за отсутствия гнили и мертвых бревен почва стала скуднеть и уплотняться. Исчезло многообразие животного мира. Высокоорганизованная и простая система привела к краху.


Источник

Не только природным системам нужен хаос для устойчивости и здоровья. Это относится и к городам, экономике, организациям и другим системам.

В 1960-х годах писатель-урбанист Джейн Джекобс в своей книге писала, что городам желательнее иметь неэффективную мешанину различных отраслей, чем специализироваться на чем-то одном. Как показала практика, это на самом деле так. Английский город Бирмингем, «город тысячи ремесел», живет и процветает не одну сотню лет, в отличие от специализированных городов. Например, от того же Детройта, который когда-то считался автомобильной столицей мира и пришел в упадок после переноса производства в другие страны.

Системы, в которых царит разнообразие и хаос, гораздо устойчивее и выживают лучше, чем узконаправленные. И это закон природы.

По материалам книги «Хаос. Как беспорядок меняет нашу жизнь к лучшему».

Источник обложки

Почему ваши офисы выглядят так? Вы будете удивлены, когда узнаете, что аккуратный офис не ключ к успеху. Наконец-то у нас есть хорошее объяснение этим разбросанным кучам бумаг, паутине и беспорядку. Все это говорит о том, что творческий ум за работой. На помощи людям в наведении порядка построена целая индустрия. Но, может быть, некоторые просто слишком заняты своими творческими идеями и им некогда заняться уборкой?

Попробуем понять то, что на самом деле происходит в голове творческого человека—это просто путаница или тщательное планирование. Для начала рассмотрим высказывание Альберта Эйнштейна: «Если беспорядок на столе означает беспорядок в голове, то что же тогда означает пустой стол?»

Если верить Эйнштейну, в голове человека за пустым столом ничего не происходит.

Великие идеи рождаются среди мусора

Статья в Elite Daily развенчивает теорию о том, что беспорядок – это путь к краху. Хотя она не оправдывает неряшливость, в ней цитируется исследование Университета Миннесоты, доказывающее, что беспорядок может содействовать выработке нестандартных методов и помогает креативному мышлению.

Может, каждому стоит разбросать по столу немного бумаги и посмотреть что произойдет?

Ну хорошо, разбрасывание мусора ничего, кроме раздражения у вас не вызовет, особенно если вы помешаны на порядке. Для вас неряшливые коллеги могут стать самым большим испытанием в карьере.

А как же те, кто не может работать без чистого и хорошо организованного рабочего пространства? Что с ними? Прочтя далее, вы узнаете о связи беспорядка и творчества.

Большие открытия

Видели ли вы фильм «Игры разума»? Это лента о человеке, который, являясь абсолютным гением, страдает шизофренией. Он посвятил большую часть своей жизни расшифровке некоего кода и писал формулы, окруженный кучами книг и бумаг. И хотя он казался не в себе, на самом деле у него был светлый разум, сделавший небывалое открытие.

Всем знакомо высказывание: «От гениальности до безумия один шаг»? И в противовес ему «Чистота—залог праведности». Так к какой из сторон вы ближе? Вы безумный творец окруженный кучами мусора? Или вы настолько организованы, что впору примерять нимб?

Великие дела посилу обеим этим типам личностей. В то время как гении делают новые открытия, организованные управляют миром. Если вы сомневаетесь, что неряшливость и гениальность идут рука об руку, посмотрите на фотографии Энштейна, Стива Джобса или Марка Твена. Беспорядок на их столах говорит сам за себя.

Творческий процесс сам по себе беспорядок

Творчество по своей природе беспорядочно, и творческие люди по этой же причине неряшливы. Попробуйте дать ребенку краски и попросите его нарисовать картину. Что будет в итоге? Верно, картина и хаос вокруг.

Одно из исследований—»Искусство мысли» (Art of Thought), от Грэхема Уоллеса (Graham Wallas), часто цитируется когда изучаются творческие умы. В ней автор пытается объяснить порядок в таких головах с помощью сложного анализа. Это забавно, потому что труд кроме того что длинный и изощренный, ещё и очень запутанный (сделан творческой натурой). Кажется, как бы мы не коснулись творчества, мы обязательно испачкаем руки.

Навести чистоту или продолжить жить в бардаке

Да, ответ на этот вопрос неясен. С одной стороны, как исследователь Кэтлин Вохс (Kathleen Vohs) доказала, беспорядок способствует нестандартному мышлению. Но в работе также указано, что любители порядка кроме этого склонны к благотворительности, правильно питаются и более традиционны во всем.

Без сомнения, обстановка воздействует на нас. Поэтому если вы организованны и склонны наводить чистоту, возможно, что надо поступить именно так. Это может привести вас к более здоровому образу жизни. Если же вы боитесь, что чистота убьёт ваши творческие порывы, тогда оставьте все как есть, но приберитесь в остальном жизненном пространстве.

Может быть, тогда просто заменить слово беспорядок словом творчество? И тогда следующий раз, входя в комнату где царит хаос, вы скажете себе: «Здесь живет творчество».

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх