Buig

Специалисты широкого профиля

Стиль ваби саби

Похожие статьи


Олеся Ахмеджанова

Если спросить японца, что такое ваби-саби, то он, скорее всего, покачает головой, замешкается, извинится и скажет, что это очень сложно объяснить. А мы попробуем: скоро у нас выйдет чудесная книга «Ваби-саби», которая посвящена японской философии. Рассказываем, почему тренд на ваби-саби захватывает и мир и что такое красота по-японски.

Тренд, который покорил мир

В 2017 году философия ваби-саби стала трендом. Удивительно, как понятие, которое продвигает простоту и аскетизм, дошло до Голливуда. Поклонниками ваби-саби стали актриса Джессика Альба и основатель Twitter Джек Дорси.

«Ваби-саби»

В Инстаграме по хештегу #wabisabi более 400 тысяч публикаций! Источник: @elea.ceramics

Истоки ваби-саби скрываются в философии дзен. Если сравнивать с западным миром, то ваби-саби занимает то же место, что и греческие идеалы красоты. В широком смысле это понятие обозначает образ жизни. В узком — определенный тип красоты.

Хотя свести японский идеал можно к трем основополагающим принципам: ничто не вечно, не совершенно и не закончено.

Значение «ваби» и смысл «саби»

Изначально значения слов «ваби» и «саби» были далеки друг от друга. Значение «саби» — холодный, худой, увядший. А «ваби» — уединенная жизнь в окружении природы, вдали от общества. Сегодня японцы говоря «ваби», часто подразумевают «саби» — и наоборот.

«Ваби-саби не так просто постичь, поскольку логические построения тут бессильны, а зрение оказывается куда важнее разума, — рассказывает о японском понятии Александр Раевский, историк-японист, заведующий кафедрой психологии языка МГУ. — Но умеющий увидеть ваби-саби в окружающем мире становится богаче и мудрее, а умеющий выразить его в творчестве получает мощный инструмент воздействия».

Стиль ваби-саби

Рассказать о ваби-саби не так просто. Лучше показать. Мы выбрали несколько полезных мыслей и иллюстраций, которые объясняют, какие вещи красивы по мнению японских философов.

Земные

Вещи в эстетике ваби-саби выглядят грубыми и неотшлифованными. Обычно они изготовлены из материалов, которые недалеко ушли от своего первозданного состояния — земли, из которой их извлекли или с которой их подняли.

Это необработанные текстуры и шероховатые поверхности.


Источник

Простые

Простота — это важнейший элемент объектов ваби-саби. Обычно такой подход ограничивает выбор материалов и требует, чтобы отвлекающих внимание особенностей было как можно меньше.

Но это никак не уменьшает «интересность»: нам хочется взглянуть на объект еще, и еще, и еще раз.


Источник

Покорные естественным процессам

В предметах ваби-саби будто застыло время. Они сделаны из материалов, которые сохраняют прикосновения человеческих рук и природы. Солнце, ветер, дождь, жара и холод оставляют свои знаки на них: выцветшую краску, ржавчину, налет, пятна, коробления, усадку, морщинки и трещинки.


Источник

Чуть-чуть неправильные

Философия ваби-саби равнодушно относится к обычным представлениям о хорошем вкусе. Она предлагает «неправильные» творческие решения. Сначала объекты ваби-саби кажутся странными, бесформенными, неуклюжими. Но они хранят следы историй и случайных происшествий, как, например, чашка, склеенная из осколков.

Неброские

Вещи в духе ваби-саби выглядят непринужденно и нетребовательно. Они не размахивают транспарантом, крича: «Я имею большое значение», и не желают быть в центре внимания. Они скромны и ненавязчивы, спокойно соседствуя с другими предметами обстановки.

Потемневшие

Ваби-саби проявляет себя через бескрайний спектр серых оттенков: серо-голубой с коричневым, серебристо-красный с темно-серым, желто-зеленый, индиго. Коричневых: насыщенный коричневато-синий, приглушенный зеленый. И черных: красно-черный, сине-черный, черно-зеленый.


Источник

Вселенная ваби-саби

Вещи в духе ваби-саби — компактные, тихие и обращенные внутрь. Они зовут: подойди ближе, потрогай, породнись. Они вдохновляют сократить психологическую дистанцию между человеком и вещью. Надо сказать, что тренд особенно укоренился в производстве посуды: у многих брендов появились простые, грубоватые, с потертостями и псевдотрещинками коллекции.


Источник

Конечно, философия ваби-саби гораздо шире. Это величие, которое заключено в неприметных деталях.

И хрупкий баланс между удовольствием от обладания вещами и радостью свободы от вещей.

«С помощью ваби-саби, — пишет Леонард Корен, автор книги „Ваби-саби“ — я разрешил мучившую меня художественную дилемму: как создавать красивые вещи и не впадать в удручающий материализм, который обычно окружает творческий процесс».

Хотите узнать о японской философии больше и создавать красивые вещи? Открывайте книгу «Ваби-саби». «Уверен, книга поможет читателям овладеть этим инструментом или, по крайне мере, научит тому, что у красоты есть несколько измерений», — пишет историк-японист Александр Раевский.

Обложка отсюда

Мода в дизайне интерьера циклична, и повторяет сама себя. Японские интерьеры с их уютом, теплой цветовой палитрой и функциональным минимализмом были в тренде в конце 90-х – начале нулевых, после чего их вытеснила мода на все скандинавское.

Но пришло время, и мы устали от белых стен и свечей-пледов, и, хотя принцип скандинавского минимализма остается главной темой десятилетия, декораторы ищут новые способы его воплощения.

И находят в традиционной школе японского декора – wabi sabi.

Японский интерьер – wabi sabi

Wabi sabi как философия базируется на буддизме и идее принятия мира в его нессиметричности, непостоянстве и несовершенстве. Как и осознании того, что несовершенство прекрасно.

В переводе на язык декора это означает отказ от жесткой структуры, лаконичность (почти аскезу) и создание атмосферы, которая позволяет наслаждаться красотой момента (апологетом этой философии является японский бренд Muji).

Хотите попробовать воссоздать эту философию на своих квадратных метрах?

Вот вам главные принципы.

Натуральные материалы

Как и в скандинавском дизайне, здесь делается упор на простые и натуральные материалы: дерево, текстиль, глину. Элементов может быть немного, но среди них не должно быть хрома и пластика, творений человека, которые нарушают гармонию единения с миром.

Отказ от индустриальных светильников, неоновых ламп и других «искусственных» элементов – один из главных принципов wabi sabi.

Натуральные цвета

Чаще всего используется нейтральная песочная теплая гамма. Этот стиль не приветствует ярких цветов или жестких контрастов, как и навороченных паттернов.

Чем проще и чище цветовая палитра – тем гармоничнее. Красота момента, помните?

Несовершенство

Нет необходимости вымерять пространство, чтобы все предметы были расположены логично и симметрично. Можно не подшивать шторы, оставив необработанный край как оду несовершенству.

Можно смешивать старую мебель с новой, дорогие предметы с дешевыми безделушками, имеющими эмоциональную ценность. Все, что несовершенно — прекрасно.

Природа

Природа во всех своих проявлениях — важная часть стиля wabi sabi. Это могут быть кристаллы и камни, зелень и домашние животные, которые будут гармонизировать пространство и возвращать вам баланс.

Естественное освещение

В японской культуре традиционно нет штор, для защиты от яркого света и чужих глаз использовались ширмы и ставни из папиросной бумаги. Это не только добавляло помещению объема, но и позволяло «не съедать» естественное освещение, как это делает текстиль.

Если вы хотите увеличить потенциал естественного освещения в своей комнате, замените шторы на роллы, которые опускаются при необходимости.

Ну или хотя бы замените тяжелые портьеры на светлый хлопок или лен, который будет добавлять воздушности.

Ароматы

Наслаждение моментом невозможно без задействования всех органов чувств, и в особенности – обоняния. Ароматы являются важной частью стиля wabi sabi, и это не обязательно должны быть свечи (идеи для домашних ароматизаторов можно посмотреть ).

Отказ от лишнего

Как в случае со скандинавским дизайном, минимализм и отказ от бессмысленного нагромождения предметов является основой философии wabi sabi. Оглянитесь по сторонам и мысленно отредактируйте свое пространство – убирайте лишние вещи, формы, цвета и предметы.

Пусть вещей будет немного, но каждая на своем месте и со своим предназначением.

На протяжении всего сезона Уилт Чемберлен использовал этот вид бросков, и внезапно у него стали довольно хорошо получаться свободные броски. Показатель улучшился до 60 процентов.

Затем, в тот исторический вечер в Херши (штат Пенсильвания), Чемберлен попал в корзину 28 раз из 32 возможных с линии штрафных бросков. Это составило 87,5%! Это наибольшее количество свободных бросков, когда-либо выполненных за один баскетбольный матч в истории НБА.

Это резкое улучшение, с 40 до 87,5 процента, произошло не потому, что Чемберлен улучшил свои навыки спортсмена. Оно случилось потому, что он изменил способ выполнения штрафных бросков. Но что было потом? Уилт Чемберлен продолжил придерживаться своего хорошего решения, и у него стали отлично получаться броски со штрафной линии?

Или нет?

После той исторической игры произошло что-то невероятное. Озадачивающий, почти безумный момент. Уилт Чемберлен перестал совершать броски «из-под юбки» и вернулся к классическому методу. Он решил снова стать баскетболистом, у которого ужасно выходят свободные броски!

Говорят, что неразумно делать одно и то же снова и снова и ждать другого результата. Но разумно ли делать что-то другое, находить решение важных проблем, а потом возвращаться к старым способам, которые не работали?

У Уилта Чемберлена не было никаких рациональных причин перестать выполнять свободные броски «из-под юбки», поскольку он прекрасно осознавал положительные результаты нового подхода. Однако, несмотря на это, Чемберлен вернулся к своему старому способу выполнения бросков и до конца карьеры оставался игроком, у которого плохо получалось совершать свободные броски со штрафной линии.

В то время единственным другим игроком, который выполнял свободные броски «из-под юбки», был Рик Бэрри, который обладал почти таким же внушительным ростом и размерами, как и Чемберлен – 2 метра 1 сантиметр.

В отличие от Уилта Чемберлена, Рик Бэрри никогда не возвращался к классическим брсокам. И по чертовски веской причине. На момент своего выхода на пенсию Рик Бэрри удерживал рекорд в истории НБА по успешному выполнению свободных бросков – 90 процентов. Однако Уилт Чемберлен вполне мог бы побить этот рекорд, если бы он не отказался от свободных бросков «из-под юбки» к концу своей баскетбольной карьеры.

Итак, чем же отличается мир УИлта Чемберлена, который принял плохое решение при том, что знал лучшее, от мира Рика Бэрри, который продолжал придерживаться хорошего решения, даже осознавая его аномальность?

Пороговая модель коллективного поведения

В своём знаменитом эссе, опубликованном более сорока лет назад, социолог из Стэнфордского университета Марк Грановеттер попытался ответить на вопрос, почему люди делаю то, что не характерно для них.

Грановеттер использовал беспорядки в качестве одного из основных примеров, поскольку во время бунта нормальные люди вовлекаются в деструктивное и насильственное поведение. Зачем законопослушным гражданам вдруг бросать камни в окна?

До выхода работы Грановеттера социологи пытались объяснить это явление с точки зрения убеждений человека. Предыдущие теории предполагали, что когда люди находятся в толпе, они теряют своё независимое рациональное мышление и меняют собственные убеждения, чтобы соответствовать толпе. Например, если, скажем, в начале бунта один человек из толпы бросит камень в окно, убеждения остальных людей изменятся, и они будут действовать иррационально.

Но Грановеттер считал иначе. По его мнению, причина беспорядков не связана с коллективом людей, которые придерживаются убеждений относительно того, что является правильным, а затем внезапно, под влиянием менталитета толпы, меняют их. Скорее, бунты движимы социальной реакцией на поведение людей в окружении. Они движимы порогами.

Ваш порог – это количество людей, которые должны выполнить какое-либо действие, прежде чем вы присоединитесь к ним. Вы можете рассматривать пороги как форму давления со стороны сверстников. Чем выше ваш порог, тем больше людей должны что-либо сделать, прежде чем вы станете одним из участников.

В контексте бунта бунтарь, который нуждается в поощрении, чтобы бросить первый камень в окно, имеет очень низкий порог. Однако в противном случае законопослушный гражданин, который решил украсть компьютер потому, что вокруг него все также грабят, обладает весьма высоким порогом.

Грановеттер представил свои идеи как «пороговую модель коллективного поведения». Последствия этого заключаются в том, что, независимо от наших убеждений, в определённых социальных контекстах или порогах мы можем принимать действительно плохие решения, даже если знаем лучше. Это на один шаг приближает нас к решению головоломки иррационального решения Уилта Чемберлена вернуться к классическим свободным броскам.

Вот ещё одна подсказка. В автобиографии Уилт Чемберлен пишет: «Я чувствовал себя глупо, как девчонка, когда выполнял бросок “из-под юбки”. Я знаю, что я был неправ. Я знаю, что наилучшие игроки в истории баскетбола выполняли штрафные броски таким же образом. Даже Рик Бэрри бросает мяч “из-под юбки”. А я просто не мог это делать».

Вы не заметили ничего странного в комментариях Чемберлена? Какой-нибудь признак, связанный с пороговой моделью Грановеттера?

Давайте проанализируем слова Чемберлена. Во-первых, он пишет, что «чувствовал себя глупо, как девчонка». Почему? А потому, что почти все баскетболисты того времени выполняли классические свободные броски, не считая Рика Бэрри. Во-вторых, броски «из-под юбки» высмеивали и называли «бабушкиными». Чемберлен не хотел выглядеть глупо перед своими сверстниками и всем миром.

Во-вторых, Уилт Чемберлен сказал: «Я знаю, что я был неправ… я просто не мог это делать». Таким образом, несмотря на то, что он прекрасно осознавал, что перед ним был хороший выбор, он всё равно отдал предпочтение плохому решению. Именно убеждения Чемберлена привели к принятию такого решения. Это был социальный контекст. Иными словами, Уилт Чемберлен был человеком с высоким порогом, который практиковал бы «бабушкин» бросок, если бы большинство других баскетболистов также это делали. Но как насчёт Рика Бэрри?

Когда Бэрри впервые перешёл на броски «из-под юбки» (это было в старшей школе), он также считал, что будет выглядеть как девчонка. На самом деле его поначалу высмеивали за такой стиль выполнения бросков. Однако Бэрри не позволил этому обескуражить себя. Единственное, что имело для него значение – это улучшение его производительности.

В отличие от Чемберлена, у Рика Бэрри был очень низкий порог. Он не нуждался в одобрении других людей, чтобы придерживаться хорошего решения.

Нам нравится думать, что плохие решения являются результатом убеждений или невежества. Но это не всегда так. В большинстве случаев мы не всегда делаем то, что лучше для нас, даже если мы знаем это, из-за давления сверстников.

Но есть люди, такие как Рик Бэрри, которые предпочитают быть правыми, нежели пытаться нравиться всем. В отличие от Чемберлена, который умер с сожалениями, Рик Бэрри ни о чём не жалеет, потому что он не позволил мнению других помешать ему стать лучшей версией себя.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх