Buig

Специалисты широкого профиля

Стиль мондриана

Содержание

Синий,желтый,красный.Абстракционизм.Пит Мондриан.

Продолжаю серию публикаций о современных художниках,чье творчество меня вдохновляет.

Итак, Пит Мондриан. Настоящее имя Питер Корнелис Мондриаан.

Пит родился 7 марта 1872 года в Амерсфорте, Голландия.

Голландский художник, который одновременно с Кандинским и Малевичем положил начало абстрактной живописи. Его картины, представляющие собой сочетания прямоугольников и линий, являются примером наиболее строгой, бескомпромиссной геометрической абстракции в современной живописи.
Пит родился в семье со строгими кальвинистскими убеждениями. Покинув отчий дом, Пит едет учиться искусству в Амстердам, где в 1892–1894 годах посещает амстеpдамскую Академии художеств и живет в атмосфеpе пpосвещенной и обpазованной элиты.
Первые работы Мондриана были написаны в реалистическом стиле. Начинал он преподавателем рисования в начальной школе, ранние работы — пейзажи Голландии в духе импрессионизма.

Пит Мондpиан полтоpа десятка лет писал тpадиционные pеалистические пейзажи, запечатлевал pавнины и облака, ветpяные мельницы, каналы и все пpочее, хоpошо известное каждому посетителю музеев по бесчисленным каpтинам голландских пейзажистов многих столетий.

Деревья.

В 1910 Мондриан совершает пеpвую поездку в Паpиж, где знакомится с твоpчеством авангаpдистов.
Осенью 1911 года на выставке кубистов в Амстердаме он знакомится с творчеством Пикассо и Брака, и оно оказало большое влияние на формирование молодого художника.

натюрморт с кувшином и имбирем 1911

В начале ХХ века в Европе уже вовсю заявляли о себе пеpвые, еще наивные, но полные сил авангаpдные течения. В Голландии можно было и не заметить совеpшающейся художественной pеволюции, но дpузья-художники посоветовали Мондpиану не засиживаться в своей тихой стpане, а ехать в Паpиж – тогдашнюю столицу искусств и мысли.
Весной 1912 года Мондриан переезжает в Париж и начинает работать в манере «высокого кубизма».

Piet Mondrian. Self-Portrait 1912-13 гг.

Он отказывается в своих картинах от малейших намеков на сюжет, атмосферу, моделировку и пространственную глубину и постепенно сознательно ограничивал выразительные средства. В 1914 году появляются пеpвые полностью беспpедметные холсты сорокадвухлетнего художника.

В конце 1915 г. беспредметные опыты Мондриана нашли отклик у молодых художников Тео ван Дусбурга (1883-1931) и Барт ван дер Лека, архитектора Уда, а также русского конструктивиста Эля Лисицкого (1890-1947), пытавшихся найти синтез живописи с современной архитектурой.
В 1919 художник снова уехал в Париж, где прожил до 1938 года.
К 1920 стиль Мондриана полностью сформировался. Художник скрупулезно и последовательно развивал нефигуративное направление живописи. В течение тpидцати последних, самых плодотвоpных лет своей жизни он священнодействовал над холстами, pазгpафлял их на пpямоугольники и квадpаты и закpашивал получившиеся геометpические поля то интенсивными яpкими кpасками, то облегченными и пpозpачными оттенками белого, сеpого, бежевого или голубоватого.

Композиция с решеткой 1919

На протяжении практически 20 лет он пишет 70 картин в этом стиле «Композиция с красным, желтым и синим 1921″, » Композиция в белом и черном 1926″.

В 1932 году становиться членом ассоциации «Абстракция-Творчество». В этом году он создает новые картины, где увеличивает количество черных полос. Начинается серия картин «решеток» , «Композиция IIс красным и синим».

Упоpство и последовательность Мондриана вознагpаждаются выставками, котоpые в 20-е годы делают его известным во Фpанции, в Голландии и по всему миpу.
В 1921 состоялась выставка Мондpиана в Паpиже, получившая большой резонанс, а в 1926 – выставка в Бpуклинском музее Нью-Йоpка.
Его каpтины охотно покупают амеpиканские коллекционеpы и выставляют амеpиканские музеи.

В 1939 Мондриан переезжает в Англию, а в 1940 году – в Нью-Йорк.

Piet Mondrian New York City, 3. 1941 г.

Piet Mondrian. Self-Portrait. 1942 г.

В одной из последних работ художника — «Буги-Вуги на Бродвее» (Нью-Йорк, Музей современного искусства), появилась тенденция к отходу от строгих классических принципов авангарда. В этой работе маленькие квадратики расположены пунктиром на сетке линий, что придает всей композиции новую синкопическую сложность и игривость ритма.

Piet Mondrian Broadway Boogie-Woogie. 1942-43 гг.

Оформление нью-йоркской студии Мондриана, в которой он проработал лишь несколько месяцев, стало как бы последней работой мастера, эти «Стенописи» демонстрировались на выставках в Нью-Йорке, Лондоне, Токио, Сан-Пауло и Берлине.

К сожалению, Мондриан 1 февраля 1944, скоропостижно умирает от пневмонии.

Одним из самых ярых поклонников его таланта, был великий Ив Сен Лоран, именно его на создание коллекции осень-зима1965-1966 года, вдохновило абстрактное полотно «Композиция с белым, красным, желтым и черным». В этой коллекции были знаменитые платья «Мондриан» — простые платья без воротника и рукавов из трикотажного полотна, которые имели декор в виде крупных цветных клеток — «цитаты» из картин знаменитого художника, который в 1960-е гг. опять вошел в моду.

Идея великого кутюрье приобрела широкое распространение и актуальна до сих пор.

Перечислять предметы, украшенные мондриановской «решеткой», можно часами. Это буквально все: от диванов, автомобилей и велосипедных седел до средств для укладки волос L’Oreal, мыла с ароматом мандарина (Mandarin Mondrian — мыловары не удержались от каламбура) и кейсов для айфона.

Конечно, Мондриан повлиял не только на поп-культуру. Множество художников создают версии его работ: вставляют на место белых блоков фотографии болота, размышляя над неприязнью Мондриана к природе, или плавят его цветную решетку, заставляя ее стекать на пол в виде головы Микки-Мауса. Если смотреть шире, то без Мондриана не было бы американского абстракционизма и, в частности, Марка Ротко. Искусство могло бы пойти совсем другим путем, если бы Мондриан не сказал: «Чтобы приблизиться к духовному в искусстве, следует как можно меньше подражать реальности, ведь реальное противоположно духовному». Имя Мондриана навсегда останется в истории культуры.

Я очень обзорно пробежалась по творчеству Пита Мондриана.

Кстати,в Третьяковке на Крымском Валу открылась его выставка ,которая продлится до 24 ноября.У кого есть возможность сходите,не пожалеете.Такие события не часто случаются,даже в Москве.

В публикации использованы выдержки из статей: «ПИТ МОНДРИАН. ГОЛЛАНДСКИЙ ГЕНИЙ АБСТРАКЦИИ», «Пит Мондриан (Mondrian). Основоположники абстракционизма». Павел Ин .» Художник — абстракционист Пит Мондриан». Доктора искусствоведения Александра Якимовича.
Иллюстративный ряд: Павел Ин,» Платье » Мондриан» -легенда 60-х от Ив Сен Лоран».

«Композиция с красным, синим и желтым»

В 1915 году, на пару с нидерландским художником Тео ван Дусбургом, Мондриан основал движение De Stijl («Стиль») и начал работать над новым жанром живописи — неопластицизмом. «Первичными элементами» неопластицизма Мондриан назвал линии, геометрические фигуры и цвета. В конце концов художник решил ограничить свой «словарь» тремя основными цветами — красным, синим и желтым, — тремя основными значениями — черным, белым и серым — и двумя основными направлениями: горизонтальным и вертикальным.

Одна из главных работ Пита Мондриана, которая включает все главные изобразительные элементы неопластицизма — «Композиция с красным, синим и желтым» 1930 года. Эта минималистичная композиция состоит из черных линий разной толщины, большого красного квадрата и небольших прямоугольников желтого и голубого цвета. Черные линии ограничивают только две стороны прямоугольников, в то время как остальные две как будто выходят за грани холста. Прямоугольники взаимодействуют друг с другом, большой красный квадрат не доминирует над маленькими, а уравновешивается ими. Несмотря на четкие линии и продуманные формы, Мондриан вдохнул жизнь в это произведение, оставив едва заметные небрежные мазки кисти.

Пит Мондриан и его неопластицизм

из прямых линий

Палка, палка, огуречик, получился… самобытный и до абсурда упрощённый стиль Пита Мондриана (Pieter Cornelis Mondriaan). Он нарочно создавал свои шедевры из элементарных линий и форм. Как известно, всё гениальное просто, и этот приём сделал стиль художника узнаваемым с первого взгляда.

Больше всего Мондриан известен своими работами начала 20-х годов прошлого века, где он упростил все формы до горизонтальных и вертикальных линий. Получившиеся прямоугольники художник заполнил основными цветами палитры. Пит представил своё ощущение мира в виде противоположностей: вертикали и горизонтали, плюса и минуса, динамики и статики, мужского и женского начала.

Асимметрический баланс его фигур символизирует единство и взаимное дополнение вселенских сил. Получилась полная абстракция. Эта серия картин настолько потрясла мир искусства, что попытки подражания гениальности Мондриана встречаются и по сей день — в моде, архитектуре, топографии и дизайне.

Парадоксальная простота линий и образов Мондриана стала основной идеей голландского движения De Stijl. Философия этого объединения состояла из совмещения искусства и реальности. Таким образом родился новый универсальный язык творчества, понятный каждому.

Вот самые известные аллюзии на его творчество: в 30-х годах французский модельер Лола Прусак (Lola Prusac) создала линейку чемоданов и сумок со вставками из красных, синих и жёлтых квадратов кожи. А в 1965 году Ив Сен-Лоран (Yves Henri Donat Mathieu-Saint-Laurent) представил знаменитые платья «Мондриан» — без воротника и рукавов, из трикотажного полотна, с декором в виде «цитат» из картин художника-абстракциониста.

В поисках комфортного для себя направления Пит пережил стадии луминизма, импрессионизма и кубизма. И вот, наконец, рождается неопластицизм — его собственная отрасль абстрактного искусства. Вместе с другими художниками из De Stijl Мондриан пропагандировал всепоглощающую абстракцию с ограниченной цветовой свободой. Их объединение всячески продвигало в мир идею об утопическом стиле, состоящем из плоских форм и динамического напряжения в работах. Намного позже, в 60-х, эту идею подхватят минималисты, выбрав для себя чёткость линий и ограниченность в выборе цвета.

Семья Мондриана была невообразимо далека от искусства. Отец Пита, директор местной школы, едва сводил концы с концами, пытаясь прокормить будущего великого художника, ещё двух сыновей, дочь и слабую здоровьем жену. Но, несмотря на это, к таланту ребенка в семье отнеслись с пониманием, и в двадцать лет Пит переехал из Амерсфорта в Амстердам, где началось его обучение в Академии художеств.

В двадцать пять лет Мондриану пришлось почти на год вернуться в родительский дом — молодой художник сильно повредил здоровье во время разгульного отпуска и вынужден был сражаться с пневмонией. Пит замкнулся в себе, но уединение принесло плоды: за это время он написал серию натуралистических пейзажей Винтерсвейка. Разумеется, они не имеют ничего общего с абстрактными картинами, которые впоследствии принесут ему известность. Ранний Мондриан придерживался консервативных традиций, но уже тогда в его работах просматривался ярко выраженный личный почерк. Даже людей он писал статичными, часто пользуясь линейкой.

Эта особенность принесла ему немало страданий. Мондриан дважды пытался получить престижную римскую стипендию, но оба раза провалился. Более того — добился лишь разгромной рецензии на своё творчество. Критика обвинила художника в отсутствии таланта и навыка и неумении изображать людей живыми. Отчасти так всё и было — фон и персонажи плохо сочетались друг с другом, безжизненные силуэты словно были приклеены к холсту.

Первым толчком к абстракции стало вступление Мондриана в голландское теософское общество. Мистицизм явно нравился художнику, однако он всегда стремился более реально воспроизводить духовное. Именно поэтому ни в коем случае нельзя относить его к теософам.

А вот эпицентр изменений пришёлся на 1911 год. Именно он стал важнейшим в карьере Мондриана. Художник посетил выставку современного искусства в Амстердаме, где на него произвели глубочайшее впечатление работы кубистов Пабло Пикассо и Жоржа Брака. Сразу после этого Мордриан переехал во Францию и коренным образом изменил своё отношение к творчеству. Он начал работать в жанре высокого кубизма и превзошёл своих предшественников. Пит отказался от изображения предметов и природных элементов. Его кубизм аскетичен, беспредметен, почти бесцветен. С помощью геометрии Мондриан пытался исследовать законы мироздания и передавать их через живопись.

Самой скандальной работой Пита стала картина под названием «Победа буги-вуги» (Victory Boogie-Woogie), написанная в 1944 году.

Сегодня она считается воплощением неопластицизма и фирменного мондриановского стиля. Во время работы над ней художник заболел воспалением лёгких и умер, так и не завершив начатого. Однако считается, что именно «Победа» передаёт самые сокровенные мечты и стремления автора. Это венец его творения.

За семьдесят лет жизни Мондриан несколько раз менял направления творчества, много переезжал — Голландия, Франция, Англия, Америка — и показал работы на своей единственной выставке в Нью-Йорке незадолго до смерти. Сегодня художник единодушно признан отцом-основателем абстрактного искусства. Труды Пита пользуются огромным уважением исследователей. Но его влияние на мировую культуру выходит далеко за рамки изобразительного искусства и охватывает все виды творческой деятельности современности.

15 фактов о Пите Мондриане – художнике, оказавшем влияние на компьютерную реальность


Пита Мондриан — художник, оказавший влияние на компьютерную реальность.

Пита Мондриана ставят в один ряд с Малевичем и Кандинским, называя основоположником абстрактной живописи. Апогеем его творчества стали «геометрические картины», пространство которых заполнено прямоугольниками и квадратами чистых цветов. И при всей кажущейся простоте работ Пита Мондриана, они таят в себе множество интереснейших фактов.

1. Мондриан считается основателем De Stijl


Пит Мондриан.

De Stijl. это голландское движение в искусстве возникло в начале 20-го века, а его название переводится как «стиль». De Stijl — группа художников и архитекторов, которые развивали абстрактное искусство и использовали в основном простые формы, такие как линии и блоки, а картины рисовались только в черных, белых или основных (красный, желтый, синий) цветах. Мондриан, наряду с Тео ван Дусбургом, Вильмосом Хусзаром, Бартом ван дер Лек и некоторыми другими художниками, считается основателем этого движения.

2. Духовная природа объектов


Линии и цветовые комбинации на плоской поверхности.

Мондриан стремился передать духовную природу объектов в «ее чистом виде». В 1914 году он объяснил это голландскому искусствоведу Бреммеру в письме следующим образом: «Я выстраиваю линии и цветовые комбинации на плоской поверхности, чтобы выразить красоту самым простым способом. Природа (или, то, что я вижу) вдохновляет меня и побуждает передать ее как можно ближе к истине. Я считаю, что это вполне возможно путем рисования горизонтальных и вертикальных линий, причем это нужно делать не по плану, а руководствуясь интуицией».

3. От традиционного искусства к абстракции


Королевская Академия визуальных искусств в Амстердаме.

Хотя общество De Stijl было посвящено «абсолютному низложению традиций», изначально его основатели учились именно традиционному искусству. Мондриана с раннего детства поощряли рисовать родители и его дядя, Фриц Мондриан, известный художник. Далее голландец учился в Королевской Академии искусств в Амстердаме, где увлекался пейзажной живописью.

4. Постимпрессионизм и творчество Мондриана


Символизм Яна Торопа.

Творчество художника-новатора, крупнейшего представителя символизма в нидерландской живописи Яна Торопа, так впечатлило Мондриана, что он начал увлекаться постимпрессионизмом. Это влияние прослеживается в пейзажах, созданных Мондрианом в 1930-х годах.

5. Увлечение кубизмом


Кубизм Пабло Пикассо.

Когда в 1911 году Мондриан переехал в Париж, он увлекся кубизмом Жоржа Брака и Пабло Пикассо. Мондриан начал экспериментировать в своем творчестве, отказавшись от ярких красок (которые были присущи ему во время былого увлечения постимпрессионизмом) и начав использовать более приглушенные тона.

6. Хотя его страстью была абстракция, официальная работа художника была прямой ее противоположностью


Репродукции великих произведений.

Люди, которым не нравится абстракция в стиле De Stijl, могут ошибочно предположить, что Мондриан не создавал более сложных картин. На самом же деле, он был весьма талантливым художником не только в абстракции. В различные моменты своей карьеры, он давал уроки рисования, делал наброски для научных исследований, а также рисовал репродукции великих произведений для музеев.

7. Самые известные работы Мондриана были созданы после Первой мировой войны


Нео-пластицизм Пита Мондриана.

Мондриан перед войной жил в Париже. Когда началась Первая мировая, он как раз гостил у родственников в Нидерландах и не смог вернуться в Францию. После окончания боевых действий Мондриан вернулся в Париж и создал ряд произведений, которые определили его уникальный стиль, выделявшийся его даже среди единомышленников в De Stijl, а именно — «нео-пластицизм». К 1925 году эти картины были нарасхват среди элитных коллекционеров Европы.

8. Жизнь среди картин


Мондриан объединил дом и рабочее пространство.

Вместо того, чтобы обзавестись отдельной студией, он объединил свой дом и рабочее пространство, с удовольствием приглашая друзей попить чаю у него в гостиной прямо среди работ. В своих квартирах в Лондоне и Париже, Мондриан «усовершенствовал» эту систему, создав своего рода 3D — версию своих работ, покрасив стены квартир в свойственной ему технике.

9. «Белоснежку» Диснея — любимый мультфильм художника


Белоснежка Диснея.

Первый полнометражный анимационный фильм просто очаровал художника-интеллектуала после того, как он увидел «Белоснежку» весной 1938 года вместе со своим братом в Париже. Когда Мондриан переехал в Лондон, он начал посылать своему брату открытки , украшенные вырезками из рекламы фильма и написанные «в манере гномов из Белоснежки».

10. Художник и музыка


Пегги Гуггенхайм.

Скучный образ художника в раздумье среди абстрактных творений — это вовсе не относится к Мондриану. Хотя Мондриана часто описывают как интроверта, он упивался джазовой сценой Лондона, постоянно посещая танцпол с американской светской львицей и коллекционером произведений искусства Пегги Гуггенхайм.
Несмотря на весь его энтузиазм, его подруга Мириам Габо, жена русского скульптора Наума Габо, как-то вспоминала: «Мондриан был ужасным танцором. Все просто не переносили танцевать с ним».

11. Гитлер считал, что Мондриан — дегенерат


Агитка Мондриана.

В 1937 году две картины Мондриана были включены в «Выставку дегенеративногго искусства» Гитлера. Тем самым, Мондриан был включен в нацистский черный список. Художник не стал ждать, чем это закончится, и 7 сентября 1940 года бежал из Лондона в Нью-Йорк.

12. Переезд в Америку стал новым витком в творчестве художника


Шутка De Stijl.

В Нью – Йорке Мондриан сразу же влился в мир местной творческой элиты. Он оказывал поддержку американским художникам-абстракционистам, а его бывший партнер по танцам Пегги Гуггенхайм стала преданным сторонником и участником выставок работ художника.
В этот период творчества Мондриан начал использовать более сложные элементы в картинах, такие как двойные линии, а также и линии ярко-желтого, а не черного цвета. К сожалению, эта глава его творчества прервалась, когда Мондриан умер от пневмонии в 1944 году в возрасте 71 года.

13. Работы Мондриана вдохновили две школы современного искусства


Нео-пластицизм. Интерьер.

Дело Мондриан не умерло и после его смерти. Немецкое движение Bauhaus было сфокусировано на функциональности и эффективности дизайна. Архитекторы, как и Мондриан, использовали упрощенные линии и теорию цвета голландского художника. В течении минимализма, которое возникло в 1960-е годы в Нью-Йорке, использовались геометрические формы и ограниченная цветовая палитра, подобно нео-пластицизму.

14. Мондриан стал вдохновением для моды


Нео-пластицизм. Платья.

В 1965 году французский модельер Ив Сен — Лоран разработал шесть коктейльных платьев, которые он назвал коллекцией Мондриана. Каждое из этих платьев имело очень простую форму, а цветовая гамма была белой, с черными линиями и цветными прямоугольниками.

15. Художник вдохновлял даже программистов


Нео-пластицизм. Язык программирования Piet.

Мондриан был настолько известным, что даже программисты относились к нему с огромным уважением. Они считали, что абстрактные картины художника похожи на некий эзотерический язык программирования. Дэвид Морган-Мар хотел назвать свой уникальный язык программирования «Mondrian», но назвал его в итоге «Piet» (именно так звучит имя художника на голландском). Программа на Piet выглядит как постживописная абстракция.

Нео-пластицизм.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх