Buig

Специалисты широкого профиля

Русская кухня сервировка стола

Русская национальная кулинария ее особенности, рецепты русской кухни

Русская кулинария самобытна и своеобразна. Как и всякая другая национальная кухня, она сложилась под влиянием различных природных, социальных, экономических и исторических факторов. Главной особенностью русской национальной кухни является обилие и разнообразие продуктов, используемых для приготовления блюд. С незапамятных времен русские люди занимались хлебопашеством, выращивали рожь, ячмень, пшеницу, овес, просо, раньше многих других народов Европы и Азии они открыли секрет изготовления дрожжевого теста. Вот почему для русской кулинарии характерно обилие выпечных изделий: всевозможных пирогов и пирожков, кулебяк, калачей, пышек, шанежек, расстегаев, оладий, блинов, сочней и др. Более скромное место занимают изделия из пресного теста. Из него в настоящее время готовят главным образом пельмени, блинчатые пироги, вареники, блинчики, лапшу.

Кроме изделий из муки, для традиционной русской кухни характерен также широкий ассортимент блюд из различных круп: каши, запеканки, крупеники. Причем национальное русское кулинарное искусство за многие века своего развития

сумело создать замечательные образцы сочетания круп с другими продуктами-овощами, молоком, творогом, яйцами, рыбой и т. д. Обилие в русской кухне холодных овощных закусок, первых и вторых блюд, в которых используются овощи,— свидетельство того, что в России с древнейших времен занимались возделыванием не только зерновых, но и огородных культур. Среди них одно из первых мест по своему значению занимает капуста. Хотя капуста впервые упоминается в летописях XI — XII вв., на Руси она была известна и использовалась гораздо раньше и особенно широко применялась для приготовления различных закусок, первых и вторых блюд, начинок для пирогов.

Не менее распространенными овощами в Древней Руси были.репа, брюква и редька, причем блюда из последней сохранили свою популярность и до наших дней.

С течением времени в русской национальной кухне стали широко использоваться и другие виды овощей — тыква, кабачки, баклажаны, салат. В XVIII в. особую популярность приобрел картофель, в XIX в. — помидоры. Одновременно с овощами выращивались и фрукты, особенно яблоки и груши, которые использовались для приготовления квасов и консервирования. Нельзя не отметить такую характерную для русского стола, замечательную по своему вкусу закуску, как моченые яблоки.

Наряду с хлебопашеством русские люди занимались скотоводством, охотой и рыболовством, поэтому с глубокой древности они употребляли в пищу мясо крупного рогатого скота, свиней, овец, коз, домашней птицы — гусей, кур, уток, дичь. Характерно для русской кухни и использование продуктов животноводства — молока, творога, сливок и особенно сметаны.

Важнейшим условием использования в русской национальной кулинарии широкого ассортимента продуктов являются природные богатства. Огромные лесные массивы явились источником дичи (рябчиков, зайцев, диких уток и гусей, тетеревов) и других даров природы: грибов, меда, орехов, клюквы, брусники.

Обилие рек, внутренних и внешних водоемов, богатых всевозможной рыбой, позволило создать большое количество рецептов рыбных блюд и закусок as свежей, вяленой, соленой и копченой рыбы.

Второй отличительной особенностью русской национальной кулинарии является разнообразие приемов тепловой обработки продуктов. Из них наибольшее распространение получили варка, тушение, запекание и выпекание.

Наряду с ними русские люди с давних пор использовали и другие приемы: жарку во фритюре (пряжение), на решетке, вертеле, сковороде.

Большое влияние на тепловую обработку продуктов оказал особый кухонный очаг — русская печь, которая существует уже около 4 тыс. лет. Причина долговечности русской печи в ее универсальности. Русская печь отапливала жилище, в ней приготовляли пищу, выпекали хлеб, варили пиво и квас, сушили продукты и одежду и даже мылись.

Русская печь потребовала создания посуды особой формы, вначале керамической (славянские горшки), а затем и металлической (чугуны). Дело в том, что посуда в ней нагревалась больше с боков, поэтому она должна была иметь большую боковую поверхность. Кроме того, посуду такой формы удобнее было доставать из печи рогачом и ухватом. Приготовленные в русской печи кушанья отличались особым вкусом и ароматом. Русская печь определила и своеобразные приемы жарения гусей, уток, кур, поросят — тушками, а мяса — крупными кусками, запекание окорока целиком и некоторые другие.

Начиная с XVIII в. русская печь постепенно начинает уступать место огневой плите, а горшок — наплитной посуде. Тем не менее во многих местах она сохранилась до наших дней.

В настоящее время в приготовлении блюд русской национальной кухни, с успехом используются традиционные методы тепловой обработки. Щи суточные, щи невские, мясо, тушенное с овощами (духовое) готовятся в глиняных горшочках в жарочных шкафах. Особенно вкусными получаются приготовленные в духовках и жарочных шкафах каша гречневая, пшенная, каша с молоком и тыквой, овощные запеканки, крупеники, лещ, запеченный с гречневой кашей, биточки, запеченные в сметане, солянка, борщ московский.

И наконец, третья особенность русской кухни заключается в том, что, используя различные продукты, народные кулинары создали целые группы своеобразных блюд, принесших нашей национальной кухне заслуженную славу во всем мире. Это выпечные изделия из дрожжевого теста, изделия из крупы и рыбы. Ни в одной кухне мира нет такого широкого ассортимента рыбных, мясных и овощных закусок и холодных блюд. Кстати, русское слово «закуска» прочно закрепилось и в некоторых иностранных кухнях.

С глубокой древности и до наших дней сохранился чрезвычайно богатый ассортимент первых блюд, в частности, заправочных супов (щей, борщей, рассольников, солянок и др.). Одних только щей в русской кухне насчитывается свыше 60 видов. Среди них щи кислые с мясом, рыбой, головизной, грибами, снетками, щи суточные, ленивые, щи зеленые, щи из крапивы с говядиной и т. д.

Значительное место в русской кухне занимают также разнообразные борщи (московский, ленинградский, борщ с грибами и черносливом, борщ сибирский и др.), рыбные и мясные солянки, уха и т. д. Чрезвычайно своеобразна и группа холодных супов на квасе и свекольном отваре: окрошки, свекольники, ботвиньи.

Для русской кулинарии характерны также блюда из субпродуктов — студни, блюда из печенки, языка, почек, использование таких пряностей, как петрушка, укроп, лавровый лист, лук, чеснок, сельдерей, хрен, горчица.

Из сладких блюд и напитков распространены кисели, преимущественно густые, компоты, квасы, морсы и некоторые другие. Разумеется, русская кухня развивалась не обособленно. На ее формирование влияли обширные связи и культурный обмен России с другими народами. Так, благодаря торговле с Византией в русской кухне появились пряности, рис, приправы, гречневая крупа. Большое влияние оказали западные славяне, от которых в русскую кухню перешли зразы, борщи, голубцы и другие блюда от восточных соседей — чай и пельмени.

С появлением в эпоху Петра I нового вида очага и наплитной посуды в русской кухне расширился ассортимент блюд, жаренных на сковороде (бифштексы, лангеты, шницели), которые были завезены в Россию из Германии и Голландии. В XIX в. на русскую кухню оказала значительное влияние французская кухня, из которой были заимствованы различные соусы, прозрачные бульоны, слоеное тесто.

В то же время и русская кулинария оказала значительное влияние на развитие европейской кухни. Достаточно сказать, что во Франции начали применяться русские закуски, русская последовательность подачи блюд и многое другое. Следует также подчеркнуть, что, заимствуя блюда, русские люди применяли свою технологию их приготовления, и поэтому многие кушанья приобрели у нас свой особый вкус и характерные привкусы. Вот почему русская кулинария всегда оставалась и остается самобытной и оригинальной. Говоря об особенностях русской кухни, следует отметить, что ее нельзя делить на старинную и современную.

В процессе исторического развития меняется рацион питания, появляются новые продукты, новые блюда. Это особенно заметно на примере нашей страны. Сравнительно недавно появившиеся картофель и помидоры заняли прочное место в русской кухне. Без них немыслимо теперь приготовление многих блюд.

Благодаря развитию пищевой промышленности, освоению новых районов рыболовства, росту производства продуктов сельского хозяйства и животноводства, внедрению холодильной техники ассортимент блюд русской кухни значительно расширился. Сейчас трудно представить русскую кулинарию без шпрот и сардин, фаршированного перца и зеленого горошка, сосисок и сарделек, которые служат основой многих блюд или входят в них в качестве составной части. В то же время исчезли навсегда малопитательные блюда, названия которых сохранились лишь в литературе (тюря, затирка, няня).

Пример сервировки стола русской кухни

Справа от тарелки обычно кладут нож лезвием в сторону тарелки, а рядом с ним, но с внешней стороны располагают ложку, с левой же стороны тарелки — вилку. Десертную ложку располагают перед самой тарелкой, а чуть правее от нее – стакан или бокал для воды.
Накрахмаленные салфетки из льна кладут на тарелку или справа от нее — под ножом и ложкой. Иногда нож с вилкой заворачивают в отдельную салфетку.
Фужеры и рюмки обычно ставят в одну линию перед тарелкой, но слегка правее. Количество и величина стаканов и фужеров зависят от предложенных напитков. Слева перед тарелкой для закусок необходимо расположить небольшую тарелочку для салата. Стол лучше накрывать за два часа до прихода гостей, чтобы Вы смогли закончить все приготовления и немножечко отдохнуть.

Для того, чтобы хлеб не высыхал, его нарезают перед подачей на стол. А фрукты до прихода гостей не выставляют.
В центре стола следует расположить салатницу, а так же графин с напитком или водой, солонку и баночки со специями. Вместе с этим сервировка стола для русской кухни должна быть такой, чтобы хозяйка до подачи горячего и смены тарелок не вскакивала из-за стола для того, чтобы принести недостающие предметы или специи.
Если к праздничному столу приготовлены несколько видов вина, к примеру красное и белое, то подавать их следует в таком порядке: к рыбе и фруктам – охлажденное белое вино, к мясным блюдам — красное комнатной температуры. Бутылки необходимо предварительно откупорить, чтобы не заниматься ковырянием пробки в присутствии гостей. Но ни в коем случае не следует выставлять уже початые бутылки. По материалам сайта http://folklorus.narod.ru/kitchen/recipes/recipes.html

Оформление сервировки стола в разных стилях. Изучаем особенности эклектики, кантри, фристайла и других стилей

Сегодня предлагаю поговорить о разнообразных стилях сервировки стола. Хотя точнее сказать, оформлении. Сервировка (от servir, service) — обслуживание, удобство, в первую очередь. Это порядок расположения на столе приборов наиболее удобным образом. А вот оформление — это уже из области вкуса и искусства, которое ограничивается лишь нашей фантазией и здравым смыслом.

Начнём с шебби шик, так как две предыдущие мои статьи были посвящены этому стилю. Критерии стиля шебби-шик: мебель-посуда под старину, оттенки белого, кремового, пастельные, пудровые тона, розовый, наличие цветов, свечи в канделябрах, колорит европейской деревни, светлый, возможно почти выцветший, мелкий цветочный принт, обилие декоративных украшений в одном стилистическом решении… Задаём в поисковике запрос и получаем вот это. Почти всё перечисленное в наличие.

Но это не шебби-шик (часто поисковик выдаёт совсем не то, что просишь). Что не так? Бежевая льняная салфетка, цветы в кашпо, натуральность сельского калорита вместо стилизации, украшение из веток в центре композиции выдают скорее стиль кантри. Для кантри характерны именно сельская (село где-то на Западе) простота, неброские цветы, натуральные, немного грубоватые ткани — лен, хлопок и фланель, рисунок — клетка, полоска, горошек, мелкий цветочек, старинная посуда и кашпо для цветов, мотки ниток и шпагат, как украшение, неброские оттенки нейтральных тонов, словно выгоревшие под солнцем. Цвета: все оттенки терракоты, серого, коричневого, бежевого, зелёного и так далее.

Это явно кантри с французским уклоном. Здесь продумана даже аранжировка нейтрального цвета: традиционный серо-коричневый здесь оттеняется тоном карамели — в посуде, керамике и даже в угощении; связь с природой поддерживают элементы из коряг, а изюминкой являются белые, розовые герберы с гипсофилой.

Здесь кантри поддерживается рисунком в клетку, небелёнам льном, скромными цветами в банках, перевязанных лентами в клетку со шпагатом, подставкой из древесного спила и украшениями в виде баночек с шляпками из ткани.

Открытая, некрашенная столешница, плетёные подставки для приборов, небелёный лён, пушистые цветы в графине и широкой банке в сдержанной бело-зелёной гамме, свечи, строгие тона коричнево-бежево-белого цвета — изысканный кантри.

Кованные детали, открытое дерево без покраски, лаконичность — всё это создаёт ощущение пребывания за городом.

Скромная примула, вместо открытки с именным указателем куски бересты, украшение из плетёной лозы, деревянные кашпо из массивного спила, плетённая мебель, льняные дорожки и салфетки, жёлто-бело-коричневое решение цвета — все эти элементы кантри в этой композиции говорят не сколько о скромности стиля кантри, а скорее о том, что он может быть весьма изысканным, элегантным и современным.

На двух верхних фото кантри с итальянской нотой. Интересный приём — использование разнокалиберных подставок, в том числе и на ножках, причём разной высоты.

Деревенский антураж, деревянная незатейливая мебель, стол под старину, скромные, но эффектные нарциссы с белыми тюльпанами и примулами, лён — всё вроде говорит о кантри, но здесь не кантри! Это рустик! А выдают его… шишки, излюбленный декор рустика. А рустик сочетает в себе натуралогические приёмы кантри. Поищем в Гугле подходящие фото этого стиля.

Элементы рустика — подставки под приборы в виде циновок, глиняные горшки с неброскими цветами, использование простых банок в качестве светильников, отсутствие скатерти и дорожек, мох, и шишки на заднем плане.

Варианты новогодней сервировки в стиле рустик.

Оформление в стиле рустик выдают пеньки-спилы, мешковина с кружевом на простых банках вместо ваз, шпагат на свечах, стопки книг в виде подставок. А о свадебной теме напоминают лишь романтичные пионы.

Небелёный лён, кашпо из цельного спила с корой, небольшие букеты из цветов и трав — указатели стиля рустик. Необычной изюминкой букетиков на этом фото служат капустные листья!

А если отказаться от стекла, то получим эко-стиль (фото сверху).

Автор фото (сверху) называет эти оформительские этюды эко-стилем, но обилие стекла, не приемлемого эко-стилем не оставляет сомнений — это рустик! Забавно — на многих сайтах, посвящённых рустику, тщательно описывая особенности стиля обязательно сообщается, что рустик не приемлет стекла, только глина и дерево и тут же, рядом помещается иллюстрирующее фото с обилием стекла. Почему так? Кто-нибудь знает?

А это эко-стиль в русском духе — хохломская ложечка и знаменитая уточка не дадут ошибиться. Только глина.

И заметьте — без стекла, значит эко-стиль (по-русски). Только дерево (ах!).

На этом фото основные приёмы прованс — деревенская (деревня французская!) простота, цветы лаванды не в вазе, а в ведёрке (отличительная черта прованс), непритязательная посуда обязательно светлых оттенков, белая льняная скатерть, светло-сиреневые в пастельной гамме салфетки.

Сервируя стол в стиле прованс, особое внимание необходимо уделять декору: свечам в подсвечниках, небольшим букетикам, скатерти, украшенной вышивкой или льняным кружевом, ленточкам. Можно скомбинировать однотонную скатерть с дорожкой по центру — ненавязчивый и оригинальный прием. Посуда здесь отходит на второй план — скромная, даже будничная, и неизменно светлого цвета.Украшение в виде клетки с цветами и сосновыми ветками, канделябр, шампанское, жемчуг, фигурки ангелочков говорят о праздничном провансе на фото сверху.

Ведущими оттенками этого стиля являются терракотовый, лавандовый, оливковый, синий, серый, жёлтый. Мебель обязательно деревянная, без особого изыска, с легкими потертостями, часто без покраски, с резьбой и цветочной росписью, ткани — натуральные.

Стиль прованс — это неизменно деревенская тематика. Но следует помнить, что расположена та деревня во французской провинции Прованс по Средиземному побережью. А значит, солнце, море, лавандовые поля, оливки и старомодные аксессуары из сундуков прошлых столетий.

Плетёное кашпо из соломки с лавандой на белом — типичные атрибуты стиля прованс.

Отсутствие лаванды вполне компенсирует сирень, главное не забыть, что прованс любит использовать вместо ваз ведёрки, бутылки, банки, лейки, чайники и так далее, а ракушка напомнит о море (интересно, что у них там в банках, может кто знает?).

Терракотовые и коричневые оттенки, обилие дерева, венок и светильник в виде французского фонаря — штрихи прованс на террасе загородного дома. А от кантри отличает лёгкая изящность.

Это настоящая терраса в Провансе: каменный стол, кованные стулья, подушки, травы, мелкие цветочки в кашпо и вид на Средиземное море. Голубое море и зелёные травы! Красота!

Неотъемлемые атрибуты прованса — ткани в полоску и клетку, а нежные букеты из роз, ландышей и трав, свечи, пастельные оттенки зелёного делают эту сервировку особенно свежей.

Прованс в терракотовых тонах с букетами и венками из колосьев, декором из тыкв, льняными дорожками вместо скатертей.

Дизайн принта на текстиле салфеток и дорожки не отменяет основ стиля прованс, просто добавляет ноту современности.

На этом фото мало известный нюанс стиля прованс — украшение сервировки фруктами, ягодами и листьями.

Плетёная посуда, салфетки в полоску, кашпо с зеленью, свеча в высоком бокале, пастельные тона — все эти атрибуты прованс создают приятное ощущение пребывания за городом (за каким-нибудь таким французским городом).

Вышитая салфетка, бабушкин сервиз, цветы в чайнике — налицо все атрибуты стиля прованс, однако Гугл выдаёт ошибку. Это другой стиль (фото сверху). Разберёмся с деталями: ярко-розовые пионы, посуда с явным викторианским намёком в виде формы и пышного цветочного орнамента, на контрасте к которому чисто белые чайники и деревянный крашеный поднос с резьбой. Это похоже — винтаж!

Говоря о винтаже, мы представляем себе вещицы изящной работы, с налётом старинного антуража. Но не стоит путать винтажные вещи и антикварные предметы. Разница в том, что антиквариат — это оригинальные предметы старины, а винтаж можно стилизовать или копировать. Используемые в винтаже цвета: лавандовый, фиолетовый, пепельный, розовый, светло-зелёный, голубой, белый. Причём как пастельные тона, так и яркие. Приветствуются орнаменты из цветочных букетов, роз, лилий, трав, листьев. Фарфоровые статуэтки, старинная посуда, вазы, подсвечники кованые, деревянные, из слоновой кости, резные рамки, вышитые и кружевные скатерти и салфетки, но только из натуральных тканей. Никаких потёртостей и налёта старины! Всё целое или новое. «Дорого и богато!» — основной девиз стиля, но вполне подойдёт и «дёшево, но сердито!»

На этом фото винтажный стиль сервировки праздничного застолья в парке определяют яркая скатерть, пышный букет и… мраморные (или под мрамор) колонны с декоративными вазонами — одна из отличительных деталей стиля.

Яркие цветы, антикварные серебряные приборы, изысканная посуда, использование приёма — розы в солонке определяют стиль винтаж на этом фото.

Надо заметить, что для стиля винтаж в сервировке, в отличие от других стилей, внешний вид посуды является основополагающим. Форма, рисунок должны обязательно носить викторианский след. Например, пышные цветочные рисунки:

Или барочные орнаменты. Часто с позолотой (вверху).

Винтаж является правнуком викторианского стиля и… бедным родственником английского. Английский стиль — это тот же викторианский, но в современной реальности. Строго соблюдая каноны викторианской эпохи, английский стиль не приемлет почти никаких новшеств, не использует старые, потёртые предметы за исключением антиквариата, предпочитает всё новое, но без малейших следов урбанизации. Всё очень помпезно, чопорно… и прекрасно. Дорого, богато, роскошно, но при этом очень строго. Как-то так.

В этом случае тонкое сочетание оттенков букета, стекла и текстиля, использование багетной рамки в качестве подставки — это скорее винтаж.

На фото сверху тоже присутствует сочетание цвета стекла и букета. Но это не винтаж! Приглядимся пристольней: яркий цвет необычных цветов ранункулюсов не сочетается, а точно повторяется цветом бокалов и салфетки, но при этом совершенно не подходит оранжевому, и в добавок — орнамент салфетки геометрический. Всё перечисленное говорит нам о том, что это — бохо. Этот стиль в сервировке предпочитает: использование одного цвета в букетах, посуде,текстиле, экзотические или необычные растения, искусственные цветочные композиции, посуда разного цвета и от разных сервизов, обилие разношёрстных этнических орнаментов, чаще геометрических, некоторая нарочитая небрежность, смелые и яркие, броские цвета, пёстрые подушки, отказ от принятых норм подбора и сочетаемости предметов.

Знакомьтесь (кто незнаком) — фьюжн! Этот стиль отличает игнорирование каких бы то ни было правил и оформление стола по типу — «если нравится тебе, то делай так…» На каждой кухне найдутся одиночные столовые приборы, несколько ни к чему не подходящих тарелок, оставшихся от бабушкиного сервиза, пара дорогих фарфоровых чашек и любимая кружка со смешным рисунком — подарок на 8 Марта. Фьюжн позволяет совмещать на столе самые разные вещи — дешевые и дорогие, стеклянные и пластиковые, ультрамодные и устаревшие, главное, чтобы нравилось!

На этом фото всё так мило, очаровательно и со вкусом и кажется, что дизайнер долго подбирал и компоновал эту сервировку, добиваясь эффекта лёгкой непосредственной романтики. А на деле это всего лишь кухонный стиль фьюжн, рождённый поварами непосредственно на кухнях и собираемый из того, что есть в шкафу. Главное, не забыть про чувство вкуса и меры!

Эта сервировка мало похожа на кухонный стиль. Но разноцветные стекло и салфетки, красочные букеты с травами, кружево и рядом — пластиковая подставка на ножке говорят о стиле фьюжн.

Отсутствие текстиля, разноцветная посуда из разных сервизов — черты фьюжн. Но не на этом фото! Здесь Гугл наконец-то выдал нам шебби шик, о котором я запрашивала в самом начале моего маленького исследования. Проверим черты шебби — деревянная и кованая мебель, посуда под старину, покраска в белый цвет с эффектом незакрашенности или потёртости, пастельные тона, романтические цветочные композиции, ощущение нежности, самой лёгкой малозаметной небрежности и атмосфера загородного дома или дачи. Да, на этом фото шебби-шик. Продолжим тему этого стиля.

Отличительные черты стиля шебби-шик (фото сверху) — натуральный лён в полоску, лучше если не новый, а из прабабушкиного сундука, розы цвета пудры в вазе и в качестве одиночного украшения, розы в рисунке на посуде, жемчуг, хрусталь, использование вместо вазы металлический чайник, небольшой скол, на котором лишь подчёркивает стиль шебби-шик.

Красно-жёлтые гайлардии немного сбивают с толку, но всё же… приметы шебби-шик имеют место быть — словно из прабабушкиного приданого фарфоровая и серебряная посуда от разных сервизов, винтажные кружева явно ручной работы, жемчуг, лёгкая небрежность в виде стопки книг. Ощущение милой сельской романтики (для винтаж легкомысленно, для фьюжн или бохо не хватает пластмассы, яркости и разностилья, для кантри слишком романтично…) Диагноз — шебби.

Черты шебби — ажурная клетка в качестве декора, мелкие очень светлые розочки, обилие цветов в пастельных тонах, собранные в букет формы шара, скатерть цвета пудры в тон букетам.

Цветочный принт из розовых букетиков в сочетании однотонной скатерти.

Черты шебби-шик на этом фото — белый цвет, роскошная рамка в стиле барокко, хрусталь, потёртости в покраске канделябров, кружевная скатерть, нежные, очаровательные букеты из гортензии (любимицы шебби), гипсофилы и мелких розочек.

Это фото добавляет позиций к нашей копилке: обилие деталей в одном стилистическом решении, кружево поверх скатерти, оригинальный вазон с неотъемлемыми потёртостями, использование для букета светлых пионов, ещё одних любимцев шебби-шик (а вот без вазона можно было бы назвать стиль композиции — винтаж).

Здесь черты шебби поддержаны ажурными украшениями для кашпо из бумаги, сердечками, фоторамкой, кружевом, букетами из альстромерии с гипсофилой в светло-розовой гамме, свечами с розовыми лентами.

Здесь трудно заподозрить что-то кроме шебби-шик, но это не шебби. Орхидеи, блестящая серебряная поверхность высокого фужера и вазочек, а главное перья, как декор — всё это говорит о стиле гламур.

Гламур выдают изящные формы, роскошные материалы, меха и всевозможные перья, украшенные мерцающим блеском страз, дополняют картину хрусталь и обилие зеркал. Думаете, что перьям и меху не место за столом? Ошибаетесь. Ими украшают бокалы, столовые приборы, всевозможные вазы, салфетки и салатники. Сервируя стол в стиле гламур, используют глянцевые поверхности и шелковые ткани, особенно черные, и только серебристые столовые приборы, поскольку этот стиль не приемлет золота, а вместо подставок используют небольшие зеркала. Для украшения стола в качестве декоративных элементов также подойдут небольшие скульптуры, вычурные, необычные, дизайнерские композиции из цветов, стеклянные вазы, украшенные гипюром, стразами и перьями.

На первый взгляд, на фото сверху — винтаж или английский стиль. Но широкие серебряные вазы-чаши и огромные цветочные композиции, необычные формы хрустальных подсвечников с подвесками, роскошное белое кружево и небольшой чёрный акцент — черты стиля гламур. (Для винтаж нехарактерна чёрно-белая гамма, для английского стиля — неприемлема фантазийная дизайнерская трактовка.)

Сочетание чёрных стульев с белым абсолютом сервировки, дизайнерское решение цветочного оформления, серебро, ленты — признаки стиля гламур.

А это стиль техно. Здесь совмещается использование современных технологий, яркость и зеркальный блеск деталей, оформление светом, стеклом и металлом. Стол, сервированный в стиле техно, должен создавать ощущение у гостей, будто они оказались в мире, где научная фантастика, подкреплённая техническим прогрессом, становится реальностью.

Черта техно на этом фото — акцент на столешнице и прозрачности стеклянной посуды.

Черты стиля минимализм, что на этом фото (сверху), наверное знает каждый — функциональность, простота, элегантность!

Праздничный минимализм.

На этом фото модный сегодня восточный стиль, который подразделяется на неимоверное количество подстилей. Здесь японский.

А здесь китайский.

А это стиль лофт, для которого характерно использование кирпичной кладки, торчащих труб и балок, низвергающих понятие уюта и создающих атмосферу, характерную для помещения фабрики. Если вы решили сервировать стол в стиле лофт, создайте вокруг как можно больше свободного пространства и постарайтесь совместить новые глянцевые элементы с потертыми и обшарпанными. Например, можно использовать старый деревянный стол, тяжелые металлические подставки под горячее и блестящую стеклянную посуду, отполированные до блеска столовые приборы и самую современную кухонную технику. О скатерти придется забыть, поскольку лофт не приемлет никаких драпировок.

(А если вы увидели сильно набравшегося соседа спящим за столом, застеленным газеткой, на которой красуется натюрморт из пустых стаканов и бутылок, трёхлитровки с рассолом и одним солёным огурчиком, консервной банки со шпротами и окурками, разбросанными инструментами типа пассатижей, гаечного ключа, обрезками трубы и проводов, разбитой лампочки, гвоздей и немытыми тарелками за неделю — не спешите брезгливо морщиться, данная сервировка носит название эйсид-техно и ваш сосед может поклонник этого модного направления.)

Это далеко не лофт. Нежность и романтика незабудок в этой композиции говорит о шебби, голубой цвет и простота цветов — о провансе, украшения из веток о рустик, сельский колорит о кантри. Ну и что это? Эклектика. Смешение стилей. Если перед вами нечто, что невозможно интерпретировать, говорите смело, — «эклектика», и не ошибётесь! Этот стиль существует с тех пор, как разные культуры начали общаться друг с другом. Эклектика не отрицает стили, а органично сочетает их. На столе, сервированном в стиле эклектика, могут органично сочетаться восточные узоры, богемский хрусталь и посуда в стиле минимализм. Чтобы оформить стол таким образом, необходим идеальный вкус, позволяющий четко разграничивать сочетающиеся вещи и противоречащие друг другу. Уделите внимание деталям, украсьте стол небольшими вазочками, подсвечниками и цветочными композициями, они помогут уравновесить даже самые разные в стилевом отношении предметы.

Обилие винтажных предметов в сочетании с гламурным чёрным кружевом и мехом на свечах, серебром и буйством авторской цветочной аранжировки не оставляют сомнений — это эклектика.

Морская тематика в виде ракушек, рустик (коряги), гламурные хрустальные бусики, подвески из перламутра, необычные, явно авангардные тарелки и китайские палочки — всё это со вкусом подобрано и являет собой типичный пример эклектики.

А существует ещё одно направление — тематическая сервировка. Например, в морском духе.

Или в цветочном. Автор назвал свою композицию «Дикая орхидея».

А вот очень модный стиль фристайл, особенностью которого является ассиметричность посуды и минимализм в сервировке:

Этот стиль часто используется в модных кафе и барах.

Края чашек и салатников фристайл могут иметь разную высоту, от чего кажется, что посуда наклонена. (фото вверху). А ножки стеклянной посуды обычно выгнуты самым затейливым образом (фото внизу).

А ещё существует стиль — авангард. Его главная и единственная задача удивить. Можно эпатировать. Можно развеселить. Причём приготовлением блюд разрешается особо не заморачиваться. Главное — эффект от сервировки, и чтобы… наповал!

Например, так!

Или вот так. Автор этой композиции, кажется предлагает нам с вами в стиле русского эко лаптем щи хлебать…

Это скорее деталь сервировки, но равнодушными точно не оставит.

Автор этой авангардной композиции уверяет, что странная кукольная фигурка рядом с розовыми ёлками — Дед Мороз. Ему видней.

Красота — страшная сила! (Откуда цветочки? — из лесу вестимо…)

Мишура, новогодний антураж из блестящих ёлочных шаров, но сервировка приурочена автором не к Новому году, а совсем к другой, летней дате. В этом весь авангард.

Русская сервировка — порядок подачи блюд, которому научился весь мир

В России сегодня распространена французская сервировка, а в ресторанах Франции, например, блюда подают в русском стиле. Почему в гастрономическом мире произошла такая путаница?

Во время застолий в России все блюда ставят на стол сразу. Именно так в XVIII веке ели в высших домах Европы. Однажды русский князь продемонстрировал европейцам несовершенство французской сервировки.

История сервировки стола

Французская сервировка кардинально отличается от русской. До XIX века блюда во время обедов знатных семей выносили не по очереди. Горячее, закуски, супы и салаты выставлялись сразу. Даже десерты, как правило, выносили вместе с другими блюдами. В ходе трапезы люди самостоятельно накладывали то, что им нравится. Напоминает застолья в российских семьях, не так ли?

Подобные обеды проводились прилюдно. Придворные, как правило, наблюдали с галерей или из окон поместья, если застолье проходило на свежем воздухе. Таким образом, обед превращался в демонстрацию богатства. Вынесенные сразу блюда создавали впечатление роскоши и изобилия. Правда, был один существенный минус во французской сервировке. Блюда быстро остывали.

Сервировка стола и русский князь

Александр Борисович Куракин

Считается, что Францию русской сервировке научил князь Александр Куракин. Прославился он не только своими гардеробами, но и активной светской жизнью. В Европу русская сервировка проникла по воле случая.

В 1810 году во время бала в честь венчания Наполеона, на котором присутствовал Куракин, начался пожар. Жизнь князь сохранил, но получил тяжёлые ожоги. Однако это не помешало ему принимать гостей. Французская сервировка не подходила для князя, которому больно было двигаться. С этого момента в его доме блюда подавались «по-русски». Французские повара, оценившие удобство сервировки, подсмотрели и внедрили сервис в домах своих покровителей.

Куверты, карточки и десерты

Что же такое настоящая русская сервировка? Каждому гостю подаётся куверт — набор из столовых приборов, которыми будут поочерёдно пользоваться во время обеда. На верхнюю тарелку укладывается салфетка с карточкой гостя. Сначала приносят тарелки с устрицами, которые через некоторое время заменяются тарелками с супом. Затем приносят нагретые тарелки для вторых блюд.

Перед подачей десертов со стола убирают все приборы, кроме бокалов. Гости получают специальные тарелочки, вилку, ложку и чашку для ополаскивания пальцев. Русская сервировка считалась во Франции XIX века высшим искусством. Кроме того, сервировка позволила избежать того, что одни блюда остывают, пока гости лакомятся другими.

Правила подачи блюд в разных странах

Помимо французской и русской сервировки в XIX веке популярностью пользовалась английская сервировка. В ходе трапезы официанты обходили стол с гостями и накладывали блюда поочередно. Еда переносилась на тарелки гостей специальными захватами.

Шведский стол, который сегодня популярен на курортах, в XIX веке был немного другим. По сути шведский стол включал в себя только холодные закуски. В скандинавских странах после небольшого аперитива с закусками гости приступали к основной трапезе, для чего переходили в другую комнату. Таким образом, шведский стол — небольшой фуршет перед обедом.

Американской сервировки как таковой не существует. В соответствии с негласными правилами этикета гости получают блюда уже на тарелках. Например, мясо не разрезают прямо в зале и не накладывают перед обедающими. Американская сервировка — упрощённая разновидность русской системы подачи блюд.

Читайте также: Экстремальные блюда русской национальной кухни, о которых вы вряд ли слышали

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх