Buig

Специалисты широкого профиля

Ритм и метр в дизайне

Блог

В хорошем дизайне, как в музыке, должен быть свой ритм.
Следуя этому ритму, наш взгляд словно танцует по поверхности страницы от картинки к тексту, а перейдя на новую страницу, моментально находит логическое продолжение в необходимом месте.
Ритм — это повторение. Ритм — это последовательность.
Ритм — это согласованное расположение элементов, которое приводит композицию к единству.

Ритм призван

  • Объединять
  • Направлять
  • Выделять

Как создать ритм?

Ритм основан на повторении.
Он помогает достигнуть баланса, организовать, упорядочить и даже привести дизайн в движение.

Многократное использование в работе одних и тех же цветов приводит к единству дизайна и создает определенный ритм.

Аккуратно расположенные линии усиливают порядок в композиции.
Масштабирование элементов — это еще один способ создания ритма.

Вы можете дублировать один и тот же объект, каждый раз пропорционально уменьшая или увеличивая его.
Этот приём также поможет вам задать направление взгляду зрителя, поэтому не бойтесь по необходимости дублировать определенные объекты.

Подобно повторному использованию цвета, можно задавать ритм путем изменения его тона (насыщенности).
Попробуйте окрашивать элементы дизайна различными тонами одного и того же цвета и вы заметите, что ваша работа приобретет очень гармоничный и приятный глазу ритм.

Создавайте ритм с помощью повторения геометрических фигур.
Если вам в вашем проекте необходимо схематично изобразить какой-нибудь поэтапный процесс, поместите каждый этап в круг или прямоугольник.

Оформляете книгу, информационный бюллетень или брошюру? Используйте тот же самый прямоугольник с закругленными краями, для выделения цитат или комментариев.

Создавайте ритм, акцентируя цветом секции или группы элементов. В своей палитре выберете определенный цвет для многократного выделения
ключевой информации.

Чередуйте текстуры, цвета, тона или фигуры для создания ритмической последовательности в композиции.

Также можно создавать плавные переходы от одних элементов к другим (подобно тому, как один цвет перетекает в другой в градиентных заливках). Например, объекты могут постепенно увеличиваться, тем самым как бы задавая композиции направления движения. Другой пример — последовательность объектов, с постепенно усложняющейся текстурой.

Создавайте ритм за счёт построения иерархии заголовков, подзаголовков, выделения частей текста и т.п.
Хорошо заданный ритм поможет читателю (зрителю) легче усвоить информацию и, в конечном итоге, доставит ему эстетическое удовольствия от созерцания хорошего дизайна.

Совет

Очень хороший способ создания ритмичного дизайна — использовать страницы-шаблоны в графических редакторах.
Этим путем вы можете задать основную структуру дизайна для всей работы, нумерацию страниц, названия секции или другие постоянные элементы.
Кроме того, это сэкономит Вам время и избавит от занудной ручной работы.

В отличие от законов композиционные приемы относятся к неустойчивым категориям. Они играют важную роль в разработке конструктивных идей тектонической структуры и усилении пластической и эмоциональной выразительности композиции произведения. Приемы композиции развивались и обогащались в практической деятельности многих поколений народных мастеров, цеховых ремесленников и профессиональных художников, у разных народов и в разные эпохи.Они соответствовали задачам декоративно-прикладного искусства определенного времени.Одни приемы композиции, недолго просуществовав, теряли свое значение вместе с идейными концепциями, которые генерировали, другим суждено длительное функционирование в течение многих тысячелетий благодаря гибким вариативным свойствам.

Композиция рассматривается как сочинение, составление, важнейший организующий элемент художественной формы, придающий объекту проектирования единство и целостность, соподчиняющий его компоненты друг другу и целому.
К главным композиционным приемам относятся: ритм, метр, симметрия, асимметрия, статика, динамика.
Ритм.
Ритм-свойство, характерное для многих явлений природы, в том числе и для жизни человека (ритмы обмена веществ, сердцебиения, дыхания и др.. ),а также ритмические циклы года, отливы и приливы моря, биологические закономерности процессов, динамика роста. Ритмичность,повторяемость отдельных движений и их циклов характерна для процессов труда, а потому находит свое воплощение в материальной форме ее продуктов. Как отображение закономерностей реального мира, ритм вошел во все виды искусства, стал одной из необходимых средств организации художественной формы.В музыке, в танце он проявляется как закономерное чередование звуков или движений.В архитектуре,изобразитель-ном и декоративном искусстве чувство ритма создается чередованием материальных элементов в пространстве. Время в таком ритме заменено пространственной протяженностью.
Ритм как композиционный прием декоративно-прикладного искусства — это повторение элементов объемно-пространственной и плоскостной-орнаментальной формы и интервалов между ними, объединенных сходными признаками (тождественными, нюансными и контраст-ными соотношениями свойств и т.п. ).

Существует два вида повторности- метрическая и ритмическая (метр и ритм).

Метрический ряд(метрическая повторность)– характеризуется закономерным повторением одинаковых элементов и интервалов между ними.

Примеры простых метрических рядов показаны на рис1.

Рис.1 Простые метрические ряды

Сложная метрическая повторность основывается на сочетании или наложении простых. Количество комбинаций при этом безгранично, но протяженность ритмических структур имеет количественные границы.

Pис.2 — метрические ряды с чередованием элементов двух видов;
— метрические ряды с чередованием равных элементов и равных интервалов;
— метрические ряды с чередованием неравных элементов и неравных интервалов;

В основном метрические композиции статичны. Ритм в отличии от метра придает композиции динамизм.

Ритмические ряды (ритмическая повторность) образуются чередованием более выразительных элементов (акцентов) и менее выразительных — пассивных (интервалов).

Движение, заключенное в форме акцента, передается другому акценту и от него последовательно всем акцентам, вызывая пульсацию ритмического ряда.

Асимметрия форм акцента и небольшой размер интервала усиливают движение в ряду, тогда как симметрия акцента и большая протяженность интервала замедляют это движение.

Ритмическая организация композиционных элементов ( например, размещение орнаментальных мотивов на плоскости ) может осуществляться в одном, двух или в четырех направлениях ( сетчатая композиционная схема орнамента ).

Рис.3 -ритмические ряды равных элементов, повторяющихся на возрастающих интервалах, и ритмический ряд с возрастающими элементами на равных интервалах;
— ритмические ряды с возрастающими величинами форм и интервалов;
— ритмический ряд, образованный сочетанием метрических рядов;
— ритмический ряд, образованный наложением двух метрических рядов

Направление ритмичного нарастания – убывания может быть самым разнообразным: прямолинейным, криволинейным, дугообразным, концентрическим, спиральным, радиальным, волнообразным и т.д.

Рис4. Спиралевидное наростание ритма.

Симметрия, асимметрия.

Симметрия , как композиционный прием — это четкий порядок в расположении, сочетании элементов, частей соответствующей тектонической структуры произведений декоративно-прикладного искусства. Принцип симметрии, которым народный мастер и профессиональный художник руководствуется в творчестве, встречается в природе ( например, кристаллы, листочки , цветы, бабочки, птицы, тело человека и др.. ). Симметрия вносит в произведения декоративно-прикладного искусства порядок, законченность, целостность, ассоциируется с волевой организацией формы и декора. Известно три типа симметрии.
Зеркальная симметрия. Фигуры или изображения размещены в одной плоскости, делятся линией на равные части, аналогично отражению в зеркале. Этим типом симметрии обладает большинство объектов растительного и животного мира, а также человек.

Рис.5

В орнаментах и декоративных изображениях применяются разновидности зеркальной симметрии. Зеркальная симметрия способствует впечатлению уравновешенности и покоя, так как она делает полярные направления – в обе стороны от плоскости симметрии – равноценными для нашего взгляда.

Рис.4

Рис.6 Изображение получено путем вращения первой зеркальной копии относительно некоторого центра, в данном случае поворотом
нижнего зеркального отражения на рис.4

Зеркально отразить можно целый ряд:

Рис.7

Прием зеркального отражения можно применять при создании розеток. В этом случае вначале необходимо получить пару зеркально отраженных секторов, а затем вращать их вокруг центра.

Рис.8

Эффект зеркальной симметрии можно наблюдать в детском калейдоскопе.
Трансляция или перенос — второй тип симметрии. Поступательный перенос фигуры параллельно самой себе называется трансляцией. Ось, вдоль которой происходит перенос фигуры, называется осью переносов. Наименьший перенос есть период трансляции или раппорт.

Рис.9

Если ось переносов одна, то это линейно-раппортный орнамент.Простейший прием создания орнаментального ряда- копирование фигурки и ее сдвиг по горизонтали.

Рис.10

Если осей переноса две — орнамент сетчатый.При создании многорядных орнаментов производят сдвиг искомого ряда вертикально вверх или вниз.

Рис.11

Чередование горизонтальных и вертикальных сдвигов, выполненных в определенном ритме, создает основу для извилистой линии, объединяющей элементы орнамента. Возникающие промежутки могут быть при этом заполнены иными элементами орнамента:

Рис.12

Такие узоры присутствуют в тех орнаментах, которые как бы можно продолжить до бесконечности.Например : обои, паркетный пол.
Циклически-вращающийся— третий тип симметрии применяется для объемных тел вращения. Симметричная фигура равномерно перемещается по оси, перпендикулярной к центру основания крутится вокруг нее, оставаясь в пределах кривой. Примеры этой симметрии можно найти в природе (цветы ириса, розы, шишки, морские звезды ) но больше всего их среди созданных человеком предметов (посуда и другие изделия, изготовленные техникой бондарства, токарства и гончарства).

Рис.13

Асимметрия — отсутствие какой-либо симметрии. Асимметрия выражает неупорядоченность, незавершенность. Построение асимметричной формы можно понять только приняв структуру в целом, а симметричную композицию и по фрагменту ( рапорту). Для ковра с зеркальной двухосной симметрии достаточно одной четвертой части, чтобы определить его общий вид.
Динамика, статика.Объемная и плоскостная тектоническая структура произведений декоративно-прикладного искусства основывается на явных и скрытых ритмах, которые сильно влияют на эмоции человека в процессе художественного восприятия. Ритм может выразить и монотонный покой, и легкое волнение, и стремительную бурную решительность. Динамика и ее противоположность статика ( уравновешенность) действуют на эмоции, определяя характер восприятия декоративно-прикладной формы предмета. Шар, куб-достаточно спокойные и уравновешенные формы, воплощение статичности.А вот конус -динамичная форма,его острый конец задает направление движения. Динамичны также спирали, параболы.
Мотив будет статичным, если его можно будет плоскостью симметрии разделить на равные части, одна часть является зеркальным отражением другой.Аналогично будет и с двумя плоскостями симметрии.

Рис.14 Сложный статический ритм

Статичность мотива определяется не только симметричностью, но и наклоном. Вертикали и горизонтали вызывают ощущение устойчивости, покоя. Наклонные линии динамичны. Все ассиметричные мотивы динамичны.

Рис.15 Простой динамический ритм.Динамика задана наклоном мотива.

Рис.16 Сложный динамический ритм. Динамика задана направлением мотива.

Также факторами для создания динамики являются : размер мотива, его поворот и расстояние между мотивами.В орнаментальных композициях часто используется сочетание статических и динамических элементов.
Контрастность отношений создает динамику как «зрительное движение» в направлении преобладающей величины . Это одинаково касается объемных и плоскостно-орнаментальных форм.
Слабая динамика выражается нюансными отношениями элементов. Тождественные отношения величин формы по трем координатам характеризуют статическую структуру. Композиционный прием динамики и статики основывается не только на измеримых величинах формы, но и на соотношениях других свойств (ажурности, тона, цвета, фактуры и т.д. ).

Правила композиции в интерьере

Как улучшить быт в офисе или деловом кабинете в доме

В современном мире офис становится вторым домом.

5 трендов в оформлении гостиной

Дизайнер интерьеров Мария Боровская ориентирует читателей в создании модных гостиных комнат.

Как обустроить двухрядную кухню

Линейным дизайном кухни считается тот, в котором мебельный гарнитур установлен вдоль одной стенки. Одним из разновидностей такого дизайна является двухрядная кухня.

Интерьер с вращающейся комнатой

Особенность этого проекта, который разрабатывался для застройщика, наличие единого пространства с поворотной комнатой, разделённого на спальню и диванную зону.

Геометрия в интерьере

Популярность геометрии в интерьере связана с цикличностью моды и возвращением на арену известных стилей середины прошлого века.

Готовые решения освещения для кухни

Салон СВЕТИЛЬНИКИ на малой Ордынке 39 совместно с дизайнером Константином Прокопенко разработали сценарии освещения для кухонь разной площади.

Как обустроить квартиру со свободной планировкой

Поговорим о том, как правильно обустроить квартиру со свободной планировкой, какие имеются ограничения и на чем стоит заострить свое внимание при выборе.

Как начать и закончить ремонт

Сделать ремонт самостоятельно или довериться профессионалам? Чтобы определиться, необходимо четко понимать, из чего состоит процесс создания и реализации дизайна интерьера.

Идеальная кладовая: варианты обустройства

Как грамотно обустроить пространство кладовой, рассказывает Татьяна Скворцова, руководитель студии мебели и дизайна Deni-Art.

Дизайн гостиничных номеров: нормы и правила

Анастасия Каспарян, руководитель архитектурного бюро Golden Heads, рассказывает о правилах и нормах оформления гостиничных номеров.

Дизайн трехкомнатной квартиры: как грамотно использовать площадь

Павел Герасимов, дизайнер интерьера и соруководитель мастерской Geometrium, раскрывает основные правила и принципы планирования интерьера трехкомнатной квартиры.

Перепланировка ванной комнаты в городской квартире: какие варианты возможны

Ванную комнату в городской квартире можно объединить, увеличить или перенести. О том, как грамотно осуществить перепланировку, рассказывает Наталья Наумова.

Интерьер ванной с душевой кабиной: на что обратить внимание

Интерьер ванной комнаты с душевой кабиной может иметь разнообразное оформление. Степан Бугаев рассказывает о существующих вариантах душевых кабин и нюансах их установки.

Как оформить ТВ-зону в гостиной

Телевизор ― важный элемент гостиной, вокруг которого часто выстраивается весь интерьер. О вариантах оформления ТВ-зоны в гостиной рассказывает Мария Боровская.

Дизайнер интерьеров. Зачем он нужен?

Профессиональный подход дизайнера к решению задач заказчика позволяет максимально эффективно использовать пространство, и создавать эстетичные и эргономичные интерьеры.

Плюсы и минусы открытых планировок

Открытая планировка – одно из самых популярных пожеланий заказчиков при проектировании интерьера. Однако у такого решения есть и недостатки.

Потехе час: как обустроить зону отдыха

Зона отдыха представляет собой важную часть каждой квартиры. Она может быть даже небольшой, главное, чтобы под нее было выделено специальное пространство.

Как обустроить балкон: 6 вариантов

Весна, как известно, – самое подходящее время для того, чтобы разобрать никому не нужную кучу вещей. И заодно оформить балкон как еще одну стильную комнатку для отдыха или других целей.

Анатомия дизайн-проекта: этапы проектирования интерьера

Разбираемся, что содержит в себе проект дизайна интерьера, и как степень его проработки влияет на реализацию ваших задумок.

Как красиво оформить нишу в интерьере

Ниша заслужено является эффективной и оригинальной деталью интерьера, способной помочь с решением нескольких проблем. Давайте рассмотрим, как ниша может изменить восприятие и внешний вид помещения.

Модный интерьер: какие приемы подчеркнут индивидуальность квартиры

Интерьеры, которые актуальны в наши дни, — это удобные и функциональные пространства, в которых нет ничего лишнего и все сделано для удобства проживания.

Зона для сна: как правильно ее организовать

Выясняем, как превратить спальное место в оазис расслабления, даже если отдельную комнату под спальню выделить невозможно.

Единым фронтом: как объединить спальню с гостиной и не прогадать

С какими трудностями можно столкнуться и что стоит учитывать, планируя открытое пространство? О тонкостях объединения спальни с гостиной расскажут эксперты архитектурного бюро «Победа дизайна».

10 вариантов планировки кабинета

Кабинеты нужны для того, чтобы сделать жизнь хозяина более комфортной, а работу – плодотворной и эффективной. В чем состоит специфика и планировка «рабочей комнаты» для разных владельцев?

Руслан Айдаров. Будни архитектора

Руслан Айдаров, владелец и руководитель одноименной архитектурной мастерской, рассказал, из чего состоят рабочие будни архитектора.

Современная спальня: 5 слагаемых успеха

Современный стиль сегодня – понятие растяжимое. На какие критерии ориентироваться, задумав оформить интерьер спальни в современном стиле?

Тибетский стиль в дизайне интерьера

Европейцев всегда завораживал Восток с его мифическими существами, могуществом природных стихий и философией. Хороший способ стать ближе к экзотике – оформить комнату в тибетском стиле.

Фэн-шуй: за и против

Кто пишет современные пособия по фэн-шуй? Откуда взялись рекомендации этого учения? Можно ли применять древнекитайский вариант в современной обстановке?

Интерьер просторной ванной комнаты

Просторная ванная – отличный полигон для экспериментов. Можно, не ограничивая себя, сделать все по своему вкусу. В такую ванную вместится все: и ванна, и душевая кабина и мягкие банкетки.

Расчет площади столовой

Какого размера должна быть столовая? Как понять, встанут ли выбранный стол и стулья в уже имеющуюся комнату? Сколько свободного места нужно для обеденной группы, чтобы гости не сидели в тесноте?

Куда поставим котел: 3 стратегии обустройства «топочной»

Обустройство топочной требует особого внимания – как с эстетической точки зрения, так и из соображений безопасности. При этом требования к этому помещению различаются в зависимости от вида котла.

Золото и серебро в интерьере

Дизайнеры давно отправляются за вдохновением в этнотуры. Посетив дворец Долмабахче в Стамбуле или монастырь Ват Ксьенг Тхонг в Лаосе, они несут злато-серебро в европейский интерьер.

Ванная в стиле фьюжн

Оформить ванную в стиле фьюжн поможет гармоничное сочетание отделки, мебели, сантехники и аксессуаров самых разных стилей и направлений. Изучаем ассортимент и учимся объединять противоположности.

Как поднять уровень энергетической чистоты в квартире: практический фэн-шуй

Домашняя вечеринка с друзьями и близкими не за горами, а сил на генеральную уборку нет? Поднимем энергетику по фэн-шуй.

5 приемов хорошей планировки

Есть простые принципы, которые важно не нарушить, если вы планируете собственное жилище. Как организовать пространство, чтобы дом был удобным для вас и приятным для гостей?

Украшаем детскую комнату

Детская комната должна отражать внутренний мир ребенка. Решение о том, как ее украсить, родители принимают вместе с ним. Какие элементы декора будут оптимальны, а о чем лучше забыть?

Фен-шуй спешит на помощь: как бороться с недостатками квартиры

Ваша квартира не отвечает требованиям фен-шуй? Мы расскажем, как гармонизировать влияние различных стихий.

Цвет в столовой

Цветовое оформление столовой влияет не только на настроение и аппетит человека — с его помощью можно скорректировать недостатки помещения и поддержать стилистику интерьера.

Ищем комнату для кабинета

Как организовать своё рабочее место так, чтобы были учтены потребности в отдыхе и положительных эмоциях и, в то же время, ничто не мешало сосредоточиться на работе?

Как обустроить рабочее место по фен-шуй

Расставляем мебель в рабочем кабинете по древнекитайским правилам — чтобы стимулировать рост удачи, благополучия и карьеры.

Кухня без навесных шкафов – что учесть?

Отказ от настенных полок, загромождающих пространство, – смелое и прогрессивное решение. Но где тогда размещать всю кухонную утварь и хватит ли для этого напольных шкафов? Изучаем вопрос подробно.

Освещение квартиры по фэн-шуй

При устройстве дома согласно древнекитайским законам Вселенной свет играет важнейшую роль. Правильное освещение – лучший способ гармонизировать энергетические потоки в квартире.

Прозрачные материалы: обустраиваем квартиру по фэн-шуй

В моду входят интерьеры в стиле сказочных ледяных замков. А как специалисты по фэн-шуй смотрят на прозрачные материалы в дизайне квартиры?

Кабинет коллекционера

Коллекционер не только работает в своем кабинете, но и хранит и демонстрирует посетителям коллекцию − будь то оружие, марки, фарфор или монеты. Как правильно организовать такое пространство?

Выбор загородного дома по фэн-шуй

По фэн-шуй, главное в выборе загородного дома – его окружение. Если вы хотите следовать рекомендациям древнекитайской науки, о них нужно помнить еще на этапе планировке участка и проектирования дома.

Металл в интерьере: по фэн-шуй

Стиль «металлик» в дизайне и элемент Металл, используемый в фэн-шуй – это разные вещи. В чем Металл полезен, а где может и навредить? Как использовать его полезные качества, не нарушая гармонии?

Вода в квартире: главная стихия по фэн-шуй

Вода считается символом жизни. Но вот парадокс – китайская наука фэн-шуй относится к размещению водных объектов в доме с большой осторожностью.

Американский стиль в интерьере

На строгий европейский взгляд американские интерьеры отличаются безудержной эклектичностью. Однако и в ней есть определённые принципы, позволяющие создать уютный дом с яркой индивидуальностью.

Динамичная композиция в интерьере: как ее создать и оживить пространство

Что такое динамика в интерьере

Динамичная композиция — это использование такой расстановки мебели, дизайнерских приемов и декоративных элементов, которые делают пространство максимально «живым», интересным, «подвижным». Направление взгляда невольно перемещается по заданному направлению, переходит с одного предмета на другой, следует заложенным в интерьере линиям — и создается полный эффект присутствия динамики в обстановке.

Instagram @dorine_the_home_factory Instagram @heathered_nest

Для чего создавать динамичные композиции

Динамика значительно оживляет обстановку, делает ее нескучной; придает пространству современные, активные нотки; помогает отойти от статичности классики и прочих увесисто-солидных стилей. Бонус: часто приемы, служащие созданию динамичной композиции, дополнительно расширяют пространство.

Также динамика поможет скорректировать интерьер, если он, на ваш взгляд, вышел чересчур скучным, обыденным, приземленным.

Идеально подойдет динамичная композиция для оформления гостиной, где часто собираются большие компании; для интерьера комнаты ребенка или подростка; для холостяцких квартир; и для любых помещений, которым хочется придать современный, живой облик.

Instagram @kate_decorates Instagram @inhabit_int Instagram @kate_decorates

Как внести в обстановку динамику?

1. Обращайтесь к вертикальным линиям

Несколько параллельных вертикальных прямых линий уже способны придать интерьеру некоторое движение. А заодно и приподнять зрительно потолок. При этом необязательно выбирать обои с вертикальными полосами или рисовать линии на стенах (хотя это весьма эффектный вариант), можно обратиться и к другим способам:

  • контрастные гардины по бокам от окна + карниз, поднятый на максимальную высоту;
  • вертикальный настенный декор (например, коллаж из нескольких фотографий или постеров, размещенных в линию друг над другом);
  • акцентное выделение несущих колонн, выступающих из стен;
  • полуперегородка с вертикальным рисунком;
  • бра, дающие отсвет вверх и вниз;
  • узкие и высокие картины, постеры, зеркала.

Instagram @jewelmarlowe Instagram @dorine_the_home_factory bemz.com Instagram @kate_decorates

2. К горизонтальным линиям

Горизонтальные линии для придания интерьеру динамики используются чуть реже, но к ним тоже можно обращаться. Особенно в случае, если хочется визуально опустить потолок (тогда линии располагают по стене) или зрительно несколько раздвинуть стены узкого помещения (в этом случае линии пройдут по полу или потолку).

Instagram @allaboutpaint Unsplash Instagram @zidesigninteriors Instagram @jewelmarlowe

3. Пользуйтесь асимметрией

Асимметрия, хоть и является самостоятельным композиционным приемом, также вносит в обстановку динамичные нотки, заставляя взгляд «попрыгать».

Elle Decoration Alvhem

4. Проводите диагонали

В этом помогут:

  • диагональная расстановка мебели;
  • укладка напольного покрытия по диагонали;
  • стены, выкрашенные по диагонали;
  • ковры и дорожки с соответствующим рисунком.

Instagram @zhenya_zhdanova Instagram @evolutiondesignmtl Instagram @kutuzovatvorit Instagram @youngfolkstore

5. Оставляйте достаточно воздуха

Наличие в помещении свободного места, воздуха — обязательное условие для оформления динамичного интерьера. Чем загроможденнее пространство, чем теснее расставлены предметы мебели, — тем статичнее выходит обстановка.

Alvhem Stadshem

6. Выбирайте геометрию

Четкие геометрические формы — еще один способ сделать интерьер более динамичным.

В произведениях изобразительного искусства, как и в музыке, можно различать активный, порывистый, дробный ритм или плавный, спокойный, замедленный.

Ритм как одно из важнейших выразительных средств композиции участвует не только в построении изображения, но и зачастую придает содержанию определенную эмоциональность.

Ритм может быть задан линиями, пятнами света и тени, пятнами цвета. Можно использовать чередование одинаковых элементов композиции, например фигур людей, их рук или ног. В результате ритм может строиться на контрастах объемов. Особая роль отводится ритму в произведениях народного и декоративно-прикладного искусства.

Различают несколько видов композиций и форм орнамента.

Прямой ленточный

Центрический замкнутый

Прямой сетчатый

Упражнение №1.

Разделить формат А4 визуально на две части (альбомная ориентация). В одной части разместить 4 квадрата, заполнить их ритмическими композициями. На второй части листа создать композицию на основе трех или более ритмических рядов.

Ход работы:

  1. Закомпоновать квадраты и основную композицию
  2. Заполнить один квадрат
  3. Устроить мини-просмотр с последующей корректировкой
  4. Заполнить остальные
  5. Завершить работу финальной композицией

Ритм в изображении появляется тогда, когда в нем присутствует несколько повторяющихся в определенном порядке элементов. Простейший пример – несколько линий, перемежающихся особым интервалом. Пример:

Если представить заменить палочки людьми – например бегунами (стартовавшими из левой части кадра), может создаться иллюзия ускорения движения.

А вот новый пример:

Может показаться, что столбики падают… А вот как использовал данный принцип известный художник П. Брейгель в своей картине «Слепые»:

По неписаным законам восприятия – глаза зрителя исследуют изображение – подчиняясь его ритму. Иногда в это не верится – но это действительно так! Приведенную выше картину Брейгеля – большинство зрителей рассматривают с лева на право, воспринимая фигуру за фигурой – обычно это происходит за считанные секунды, или даже за единственную секунду, однако это – факт, которым можно воспользоваться!
Например – можно сделать так – чтобы зритель рассматривал Вашу фотографию или картину – по спирали. Для этого композиция должна согласовываться следующему ритму:

Также иногда можно применять «сбой» в ритме композиции. Элемент выпадающий из ритма – сразу привлекает внимание! Пример:

Ритм в композиции фотографии – схож с ритмом в музыке. Стоит ему прерваться – как зритель напрягается – и с удвоенным вниманием наблюдает за причиной нарушения ритма.

А вот пример использования ритма в композиции фотографии – использованный А. Лапиным в книге «Фотография как…», здесь, в фотографии Анри Картье-Брессона играют ритмы темных фигур, тональное решение создает гнетущую атмосферу:

А вот современный пример, на котором человек бредет сквозь ритмы темных прямоугольников и вертикальных линий (правда, вывеска магазина в правом нижнем углу выбивается из ритма и несколько портит композицию):

Упражнение №2.

На листе А4 (черный картон или пастельная бумага) создать ритмичный городской пейзаж белой ручкой.

Ход работы:

  1. Мозговой штурм;
  2. Эскизирование 1 — 3 шт;
  3. Обсуждение и определение итогового эскиза;
  4. Компоновка на формате;
  5. Проработка итоговой работы.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх