Buig

Специалисты широкого профиля

Оплата за лифт

Должны ли жильцы первого этажа платить за пользование лифтом?

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 36 Жилищного Кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс), а также с пунктом 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (далее — Правила), в состав общего имущества включаются помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, чердаки, технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, оборудование.

Согласно пункту 28 Правил собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество.
Оплата за содержание лифта всеми собственниками помещений основана также на нормах статей 36, 37, 154, 156 Кодекса, по которым размер платы за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме (в состав которого входят лифты и лифтовые шахты) определяется исходя из занимаемой общей площади, а не исходя из количества проживающих.
Освобождение жителей первых этажей от внесения платы за обслуживание лифта нормами Кодекса не предусмотрено. Это будет равнозначно освободить собственников всех этажей кроме последнего от оплаты за расходы на ремонт крыши, например.
Поэтому пользуемся мы лифтом или нет, он является частью общедомового имущества, а значит обязанность нести расходы на его содержание возникает у собственников всех помещений в жилом доме, не зависимо от этажа проживания согласно общей площади занимаемого помещения. Соответственно, оплата за лифт должна производиться собственниками всех помещений многоквартирного дома.

Кто должен платить за лифт

Сегодня поговорим о том, кто и сколько должен платить за обслуживание лифтов в многоэтажных домах.
Этот вопрос регулярно всплывает то там, то здесь, возникают конфликты между жителями разных этажей. Попробуем разобраться, как обстоит дело с лифтами по законодательству и по совести.

Лифт является частью общего имущества

Расходы по обслуживанию лифтов учитываются в статье “содержание и ремонт жилого помещения”, по которой мы платим каждый месяц. Связано это с тем, что согласно статье 36 ЖК РФ лифты входят в состав общего имущества собственников помещений в доме.
Статья 37 ЖК РФ говорит:

Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.

Т. е. платим за содержание общего имущества мы пропорционально площади принадлежащей нам квартиры. Владельцы нежилых помещений также обязаны вносить плату по статье “содержание и ремонт жилого помещения”, поскольку общедомовое имущество принадлежит на праве общей долевой собственности и им.
В перечень работ по обслуживанию лифтов входят осмотры, техническое освидетельствование, внеплановые ремонты — об этом мы подробно писали в статье “Что делать, если лифт постоянно ломается”.
К слову, к работам по содержанию дома помимо обслуживания лифтов относится еще много всего: уборка в подъездах и во дворе дома, текущий ремонт конструкций дома и инженерного оборудования, работа аварийно-диспетчерской службы. Так что по статье “содержание и ремонт жилого помещения” платим мы, конечно, не только за лифт.

Платить за лифт — спор нижних и верхних этажей

Жители первых и вторых этажей обычно говорят: “Мы вашим лифтом не пользуемся, ходим пешком, почему мы должны платить? Вычтите из наших квитанций стоимость обслуживания лифта”.
На что жители верхних этажей отвечают: “Лифт не наш, а общий. И как это можно проверить, что вы никогда им не пользуетесь? Не лукавьте, иногда поднимаетесь наверх к соседям. И то, что мы живем на последнем этаже, и нам приходится подниматься на лифте — это не привилегия какая-то, а насущная необходимость. Платите давайте”.
Вроде бы в словах тех и других есть доля истины. Но как на практике решить этот конфликт?

Можно ли дифференцировать платежи за лифт

В статье 39 Жилищного кодекса четко сказано:

1. Собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
2. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.

И в части 1 статьи 158 ЖК РФ видим то же:

Собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.

Про то, что кого-то можно освободить от оплаты за содержание дома, в том числе за обслуживание лифта, или уменьшить какой-то категории жильцов размер платежа — в ЖК РФ ничего не сказано.
Согласно статье 156 ЖК РФ конкретную сумму, которую надо платить по статье “содержание и ремонт жилого помещения”, определяют на общем собрании собственников с учетом того, что предложит управляющая организация. Если домом управляет ТСЖ или кооператив, то плата за содержание жилого помещения определяется правлением этой организации. Если решение по размеру платы не было принято, его устанавливают местные органы самоуправления или органы государственной власти.
Получается, что все однозначно — все жильцы должны платить за содержание общего имущества МКД пропорционально площади помещения, которым владеют. Спорить не о чем. Но…
Расскажем вам историю о человеке, который в Конституционный Суд ходил. А вы сами сделаете выводы.

Решение КС РФ о дифференцировании платежей и его применение к лифтам

В январе 2018 года один гражданин обратился в Конституционный суд. Суть обращения была такова.
В доме ТСЖ установило разный размер оплаты по статье “содержание жилого помещения” для владельцев жилых и нежилых помещений. Собственники жилых квартир, мол, должны платить 25 рублей с квадратного метра площади, а владельцы нежилых помещений — 14 рублей с квадратного метра.
Гражданин был собственником жилой квартиры, и его возмутило такое решение ТСЖ. Почему владельцы коммерческих помещений должны меньше платить за общедомовое имущество? В законе ведь сказано, что все должны платить. И дифференциация только пропорционально площади помещений.
В районном суде он добиться ничего не смог. Подал апелляцию — и снова ничего. Тогда решил: была не была, попытаю-ка счастья в Конституционном Суде. Пускай там проверят конституционность положений статей 181.4 и 181.5 ГК РФ и части 1 статьи 158 ЖК РФ.
И тут началось самое интересное. Суд вынес решение, которое, с одной стороны, открыло новые возможности, а с другой стороны, внесло дополнительную неясность и породило вопросы…
Вот, что сказал Конституционный Суд.
Гражданин не прав, решение, принятое ТСЖ в его доме, правомерно. Статьи ГК РФ и ЖК РФ, о которых говорил гражданин, соответствуют конституции. А смысл их надо понимать так.
Нигде не сказано, что при назначении размера платежей нельзя учитывать особенности помещений (например, жилое/нежилое).
И нигде не сказано, что нельзя учитывать “иные объективные обстоятельства, которые могут служить достаточным основанием для изменения долей участия собственников в обязательных расходах по содержанию общего имущества в многоквартирном доме при условии, что дифференциация размеров соответствующих платежей, основанная на избранных общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме дополнительных критериях для определения долей такого участия, не повлечет за собой необоснованных различий в правовом положении собственников помещений в многоквартирном доме, относящихся к одной и той же категории”.
И суд может признавать решения общего собрания собственников по вопросу дифференциации размеров оплаты содержания общего имущества недействительными, если посчитает, что нарушаются требования закона.
Вот и конец истории. Выводы делать вам, а мы расскажем как сами понимаем результат принятия такого решения.
Нам видится, что “объективность обстоятельств”, “достаточность оснований”, “обоснованность различий” — понятия слишком размытые. И любое подобное решение о дифференциации размера оплаты может быть признано действительным или недействительным в зависимости от того, с какой стороны на это решение посмотрит суд (если дело дойдет до суда).
Но теоретически получается, что в соответствии с данным постановлением КС РФ собственники могут решить на общем собрании дифференцировать размер платежей за лифт, если домом управляют непосредственно собственники, или ТСЖ, или жилищный или другой специализированный потребительский кооператив.
Если домом управляет УО, размер платы устанавливается одинаковый для всех собственников помещений, поскольку решение КС РФ применяется в отношении домов, управление которыми осуществляют собственники, либо ТСЖ, либо кооператив.
Остается ждать, когда подобный вопрос появится в судебной практике, и какие решения по нему будут приняты.

Жильцы многоквартирных домов, высотой более пяти этажей, регулярно пользуются размещенным в каждом подъезде лифтом. Плата за его эксплуатацию, до недавнего времени, вычислялась основываясь на количестве зарегистрированных в квартире граждан.

На данный момент способ исчисления изменился, и итоговая сумма зависит исключительно от общей площади жилья.

Основания расчета оплаты

В положениях Жилищного кодекса отмечено, что владельцы квартир являются долевыми собственниками общедомовых площадей, которые не относятся к жилым помещениям.

К ним относятся:

  • лестницы и площадки в подъезде;
  • коридоры;
  • тамбуры;
  • чердаки;
  • подвальные помещения с размещенными в них коммуникациями;
  • крыши;
  • лифты и лифтовые шахты;
  • сантехническое, электрическое и иное оборудование;
  • придомовая территория и все расположенные на ней объекты и элементы благоустройства.

В связи с тем, что лифт является частью общедомового имущества, у жильцов появляются определенные обязанности.

Они обязаны нести все расходы, связанные с содержанием долевой собственности. В Жилищном кодексе прописано, что эти обязательные расходы всегда рассчитываются, исходя из площади недвижимости, которая находится в собственности конкретного владельца.

Все взносы, связанные с общедомовым имуществом, вносятся соразмерно долям, которые и определены объемами жилых помещений во владении гражданина. Это относится и к арендаторам, снимающим жилые или нежилые площади в конкретном многоквартирном доме.

Согласно законодательству, они вносят плату в соответствии с тем, какую недвижимость они арендуют по договорам социального найма либо договорам найма помещений.

Также объем оплаты может зависеть от того, какой способ управления домом был избран собственниками жилья.

  1. В том случае, если избрана определенная управляющая компания, то размер платы за лифт устанавливается на общем собрании жильцов. Компания выносит свои предложения, и после обсуждения и голосования определяется один из них.
  2. Когда организовано ТСЖ, ЖСК либо какой-либо аналогичный кооператив, то оплата лифта определяется органами его управления. Составляется смета доходов и расходов, в которой и отражается данная сумма.
  3. В том случае, если решено заниматься управлением самостоятельно, то плата взимается в соответствии с заключенными договорами на оказание работ и услуг.
  4. Если не был установлен способ организации управления многоквартирным домом повышенной этажности, то тарификация устанавливается местной администрацией.

Вывод: те собственники, которые принимают активное участие в жизни дома и присутствуют на регулярных собраниях жильцов, могут оказывать влияние на принятие решений, связанных с установлением размеров платы за пользование лифтовым оборудованием, его содержание и ремонт.

Существует возможность несколько снизить тарифы, предлагаемые управляющей компанией и организациями-подрядчиками, а также освободить от оплаты услуг собственников квартир, находящихся на нижних этажах в многоквартирном доме.

Последний аспект достоин отдельного рассмотрения.

Оплата за лифт владельцами квартир, расположенных на 1 и 2 этаже

С точки зрения действующего законодательства, жильцы первого и второго этажей являются такими же долевыми собственниками, как и владельцы остальной недвижимости, и несут бремя оплаты услуг по обслуживанию наравне со всеми.

Поэтому они обязаны вносить оплату, связанную с ремонтом и содержанием лифта в их доме, так как он является неотъемлемой частью общедомового имущества.

Большинству жильцов кажется несправедливым тот факт, что их обязуют оплачивать услугу, которой они не пользуются. Но в судебной практике почти не встречается случаев, когда дело решалось в пользу собственников жилья.

Решение аргументируется тем, что положения Жилищного кодекса устанавливают общий порядок оплаты мероприятий, направленных на содержание и ремонт всего общедолевого имущества, к которым относится и лифт. Данная обязанность распространяется на всех без исключения жильцов, независимо от этажа, на котором они проживают.

В редких случаях, на общем собрании собственников, может быть принято решение о том, чтобы освободить владельцев квартир на первом и втором этажах от обязанности вносить плату за пользование лифтом в доме.

Такой вариант маловероятен по той простой причине, что за него должно проголосовать большинство жильцов, а мало кто из соседей добровольно освободит других от участия в расходах на общедомовое имущество.

Самым оптимальным вариантом, подходящим для данной ситуации и помогающим избежать возникновения конфликтных ситуаций между собственниками жилья, становится определение оплаты за пользование и обслуживание лифта в доме пропорционально занимаемой владельцами жилой площади.

В тех случаях, когда отдельная категория граждан, выделяющаяся по определенному признаку (в данной ситуации – проживание на первом и втором этажах), освобождается от внесения платы, положения Жилищного кодекса, касающиеся общего имущества в доме, теряют свой смысл.

Однако, если данное условие будет прописано в законодательстве, то споры, возникающие по поводу оплаты за лифт, прекратятся.

В обслуживание лифта, за которое взимается плата, входит его ремонт и своевременная замена.

Текущий ремонт лифта

Под этим подразумевается исправление мелких неисправностей, во время которого нет необходимости делать длительный промежуток в работе лифта. Также к этому относится экстренное восстановление работы механизма в случае внезапной поломки.

Целью проведения этого вида ремонта является поддержание работоспособности и избежание в будущем серьезных аварий, связанных с износом конструктивных деталей. Принимаются меры профилактики и заменяются некоторые устаревшие детали.

Текущий ремонт состоит из нескольких аспектов.

  1. Периодические осмотры. Это осмотр всех системных частей лифта, установленного в многоквартирном доме повышенной этажности, особенно тех, которые работают автоматически. Осуществление контроля на необходимом уровне за электрическими контактами, отвечающими за степень безопасности.

Если в механизме конструкции не предусмотрено автоматических систем контроля, то необходимо осуществлять осмотр, основываясь на установленных правилах. Проводить его нужно не реже одного раза в месяц, по возможности, совмещая с текущим мелким ремонтом, который также должен происходить ежемесячно.

  1. Техническое обслуживание. Это комплекс мер, которые обеспечивают надлежащее функционирование лифтовой системы без внезапных поломок. Частота проведения может быть различной, но не реже одного раза за календарный год. Иные варианты: раз в месяц или раз в квартал. Отличается от предыдущего вида объемами производимых работ.
  2. Аварийно-техническое обслуживание. Это принятие экстренных мер при возникновении неисправностей в работе лифта в многоквартирном доме, освобождение застрявших в кабине пассажиров. Такие мероприятия обязаны проводиться в течение получаса после поступления соответствующего сигнала.

Капитальный ремонт

Под капитальным ремонтом лифта в многоквартирном доме повышенной этажности подразумевается комплекс мероприятий, во время которых производится полная либо частичная замена элементов конструкции лифтового механизма.

Различают три его разновидности: мелкий, средний и крупный.

Под мелким ремонтом понимают замену одной или нескольких конструктивных деталей или узловых механизмов, износ которых происходит ранее других элементов, и если в конкретном случае нет необходимости в замене лифта в целом.

В средний ремонт входит замена одной или нескольких из следующих деталей: электродвигателя, редуктора, тормозной системы, панели вызова внутри кабины, каната, дверей, подвесок противовеса, ограничителей скорости.

Крупный ремонт производится в том случае, если необходимо осуществить замену всех конструктивных деталей и механизмов. В зависимости от конкретной ситуации, проходить он может как непосредственно на месте установки, так и в мастерских.

Традиционно крупный капитальный ремонт проводится в соответствии со сроками, которые указаны в технической документации к лифту. В некоторых случаях, когда произошел преждевременный износ или крупная поломка, он может быть произведен существенно раньше установленных заводом-изготовителем сроков.

Если лифт неисправен и находится в нерабочем состоянии, необходимо определить, какой из видов ремонта требуется провести. Для этого должна быть проведена техническая экспертиза с участием квалифицированных специалистов и по ее результатам составлено соответствующее заключение.

Желательно, чтобы при проведении экспертизы присутствовали представители ТСЖ или управляющей компании, а также инициативная группа собственников. Если выдано заключение о необходимости проведения капитального ремонта, то вполне можно настаивать на замене лифта.

Плановый капитальный ремонт

Для того, чтобы осуществить данный вид обслуживания, который предусмотрен условиями региональной программы, необходимо соответствующее решение собрания собственников жилья.

За шесть месяцев до начала года, в котором планируется провести ремонт, управляющая компания, ТСЖ или местный муниципалитет обязаны уведомить жильцов о такой возможности.

Владельцы квартир, в свою очередь, имеют три месяца на то, чтобы решить, нужно ли воспользоваться данным предложением. Если общее собрание большинством голосом приняло положительное решение по данному вопросу, то нужно закрепить его в письменной форме.

Далее выбранный представитель подписывает все надлежащие документы. Если жильцы не смогли прийти к какому-либо конкретному решению самостоятельно, то сроки проведения капитального ремонта устанавливаются в соответствии с графиком региональной программы.

За чей счет осуществляется ремонт

Прописанные в Жилищном кодексе обязательные платежи на содержание лифтов, оплачиваются всеми без исключения собственниками квартир в доме.

Эти суммы переводятся на специальный счет, и, впоследствии, именно за счет них и производится капитальный ремонт и замена лифтовых механизмов.

Если жильцы не являются собственниками жилых помещений, а пользуются ими по договору социального найма, то средства выделяются исключительно из местного бюджета.

В том случае, если накопившихся средств не хватает на проведение мероприятий в необходимом объеме, то может быть предложен кредит. Региональные операторы имеют право позаимствовать средства со счета других домов с последующим их возвратом.

Взносы на содержание лифтов – немаловажные затраты, не только позволяющие постоянно содержать механизмы в надлежащем состоянии, но и гарантирующие своевременную их замену.

Ккаким образом можно отказаться от оплаты содержания лифта для проживающих на первом этаже

Каким образом можно отказаться от оплаты содержания лифта для проживающих на первом этаже?

Согласно ст. 39 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.

Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.

В соответствии со ст. 36 ЖК РФ, собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке (далее — общее имущество в многоквартирном доме). Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Согласно пункту 2 »Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения …» (далее по тексту — »Правила»), утвержденных Постановлением Правительства РФ №491 от 13.08.2006г.,

В состав общего имущества включаются:

а) помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее — помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование);

б) крыши;

в) ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции);

г) ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного дома, обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения (включая окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и иные ограждающие ненесущие конструкции);

д) механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры);

е) земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства;

ж) иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

Согласно пункту 18 Правил, текущий ремонт общего имущества проводится по решению общего собрания собственников помещений для предупреждения преждевременного износа и поддержания эксплуатационных показателей и работоспособности, устранения повреждений и неисправностей общего имущества или его отдельных элементов (без замены ограждающих несущих конструкций, лифтов).

В соответствии с пунктом 21 Правил, капитальный ремонт общего имущества проводится по решению общего собрания собственников помещений для устранения физического износа или разрушения, поддержания и восстановления исправности и эксплуатационных показателей, в случае нарушения (опасности нарушения) установленных предельно допустимых характеристик надежности и безопасности, а также при необходимости замены соответствующих элементов общего имущества (в том числе ограждающих несущих конструкций многоквартирного дома, лифтов и другого оборудования).

Обобщая вышеизложенное, можно сделать следующий вывод: собственник квартиры на первом этаже также как и собственники квартир на верхних этажах обязан нести бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, к которому в частности относится лифт, лифтовая шахта.

Аналогичные требования по оплате лифта собственником квартиры на первом этаже обжаловались в Верховный Суд Российской Федерации.

Цитируем текст Решения Верховного Суда Российской Федерации № ГКПИ05-588 от 26.05.2005г.:

Верховный Суд Российской Федерации рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Щ. о признании недействующим абз. 3 подпункта »а» пункта 3 раздела 2 »Правил оплаты гражданами жилья и коммунальных услуг», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 392, в части возложения платы за техническое содержание лифтов на нанимателей жилых помещений, проживающих на первом этаже дома (далее — Правила), установил:

Щ. обратилась в Верховный Суд РФ с указанным выше заявлением, сославшись на то, что оспариваемый в указанной части пункт Правил неправомерно возлагает на нее обязанность по содержанию общего имущества жилого дома, пользователем которого она не является.

В заявлении также указывает, что данные Правила были приняты Правительством РФ в соответствии со ст. 15 Закона Российской Федерации »Об основах федеральной жилищной политики», который в связи с введением в действие Жилищного кодекса РФ признан утратившим силу.

Жилищный же кодекс, по ее мнению, не содержит нормы, прямо относящей плату за содержание и обслуживание лифтов к плате за содержание и ремонт жилого помещения. Кроме того, Жилищным кодексом (ст. 156) предусмотрено, что размер платы за пользование жилым помещением, платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда устанавливается органами местного самоуправления (в субъектах РФ — городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге — органом государственной власти соответствующего субъекта РФ), и Правительство РФ в настоящее время не вправе решать вопросы о размерах указанных платежей.

Она проживает в квартире на первом этаже дома и общим имуществом в виде лифта никогда не пользуется, а поэтому она не должна нести расходы по его содержанию и ремонту.

В судебном заседании представитель заявительницы Мельникова Г.Ф. заявленное требование поддержала.

Представитель Правительства РФ Дорофеев М.В. с предъявленным требованием не согласился и просил об оставлении его без удовлетворения, сославшись на то, что оспариваемый в указанной части пункт 3 Правил действующему законодательству РФ, в том числе и нормам Жилищного кодекса РФ, не противоречит.

Выслушав объяснения представителя заявительницы, представителя Правительства РФ, исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Воскобойниковой Е.Л., полагавшей в удовлетворении заявления отказать, Верховный Суд РФ находит заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 1 ст. 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении заявления.

Как установлено судом, Постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 392 были утверждены »Правила оплаты гражданами жилья и коммунальных услуг», абзацем 3 пп. »а» пункта 3 которых предусмотрено, что оплата жилья нанимателями жилых помещений по договору социального найма жилого помещения и договору найма жилого помещения включает в себя внесение платы за содержание общего имущества жилого дома, в том числе технического обслуживания общих коммуникаций, технических устройств, лифтов и приборов учета, а также технических помещений жилого дома.

По утверждению представителя Правительства РФ, оспариваемый абзац 3 пп. »а» пункта 3 Правил действующему законодательству не противоречит и не предусмотренных законом обязанностей по содержанию общего имущества многоквартирного дома на заявительницу не возлагает.

Согласно ст. 156 Жилищного кодекса РФ размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда определяется исходя из занимаемой общей площади жилого помещения. Из этого, по мнению представителя Правительства РФ, следует, что оспариваемая норма Правил полностью соответствует положениям приведенной нормы Жилищного кодекса.

С учетом объяснений представителя заинтересованного лица, анализа положений Жилищного кодекса РФ, регулирующих вопросы содержания общего имущества жилого дома, суд приходит к выводу о том, что предусмотренных законом оснований для признания оспариваемого в указанной части пункта 3 Правил недействующим не имеется.

Довод заявительницы о том, что Жилищный кодекс не содержит нормы, относящей плату за содержание и обслуживание лифтов к плате за содержание и ремонт жилого помещения, не может быть признан обоснованным.

В соответствии с ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ лифты, лифтовые и иные шахты, механическое, электрическое и иное оборудование, находящееся в данном доме, входят в состав общего имущества в многоквартирном доме. Из содержания пункта 2 ч. 1 ст. 154 названного Кодекса следует, что для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, плата за содержание и ремонт жилого помещения включает в себя плату за услуги и работы по управлению домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме.

Таким образом, из приведенных норм Жилищного кодекса усматривается, что обязанность по содержанию общего имущества жилого дома, в том числе и лифта, возлагается на всех без исключения нанимателей жилых помещений в этом доме независимо от того, на каком этаже находится занимаемое жилое помещение.

Такое же требование предусмотрено и оспариваемой нормой Правил, что соответствует положениям Жилищного кодекса РФ.

Не противоречит оспариваемый пункт Правил и ст. 156 названного Кодекса, поскольку в последней содержатся положения, регулирующие, в частности, порядок установления размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений, в состав которой, как указывалось выше, входит и плата за содержание и ремонт лифтов. Ссылка заявительницы при этом на то, что Правительство РФ в соответствии с Жилищным кодексом РФ не вправе устанавливать размеры платы за наем жилого помещения и коммунальные услуги, не может быть принята во внимание, поскольку данным пунктом Правил размер платы не устанавливался.

Не может суд согласиться и с утверждением заявительницы о том, что оспариваемый пункт Правил противоречит ст. 7 Конституции РФ, так как указанная норма Конституции РФ не регулирует вопросы содержания общего имущества многоквартирного дома и не устанавливает каких-либо исключений для нанимателей жилых помещений по несению расходов, связанных с его содержанием.

Не противоречит данный пункт Правил и требованиям ст. 235 Гражданского кодекса РФ, поскольку выполнение предусмотренной законом обязанности по своевременному внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги не может расцениваться как принудительное изъятие имущества у собственника.

Ссылка заявительницы на ст. 1 Гражданского кодекса РФ в обоснование заявленного требования также не может быть признана состоятельной, так как данная норма закона не имеет отношения к рассматриваемому вопросу.

Верховный Суд Российской Федерации вынес решение об оставлении без удовлетворения заявление Щ. о признании недействующим абзаца 3 подпункта »а» пункта 3 раздела 2 »Правил оплаты гражданами жилья и коммунальных услуг», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. №392, в части возложения платы за техническое содержание лифтов на нанимателей жилых помещений, проживающих на первом этаже дома.

Должен ли собственник жилья на 1 этаже платить за лифт?

Здравствуйте!

ЖК РФ Статья 155. Внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги

4. Наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, вносят плату за содержание жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации, за исключением случая, предусмотренного частью 7.1 настоящей статьи. Если размер вносимой нанимателем жилого помещения платы меньше, чем размер платы, установленный договором управления, оставшаяся часть платы вносится наймодателем этого жилого помещения в согласованном с управляющей организацией порядке.

Постановление Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (ред. от 09.09.2017) «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения…

III. Несение собственниками помещений общих расходов на содержание общего имущества

38. При управлении многоквартирным домом управляющей организацией собственники помещений, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в соответствии с частью 4 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации несут расходы на содержание общего имущества с учетом внесения платы за содержание жилого помещения нанимателями жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда. Если размер вносимой нанимателями таких жилых помещений платы меньше, чем размер платы, установленной в договоре управления, оставшаяся часть платы вносится наймодателем указанных жилых помещений в согласованном с управляющей организацией порядке.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх