Buig

Специалисты широкого профиля

Мастер и Маргарита где снимали

По следам Мастера и Маргариты

Мастер и Маргарита – это знаменитый мистический роман советского писателя Михаила Булгакова. Действие этого романа происходит в Москве, куда в свое время переехал писатель, так что многие места, описанные в книге, есть в нашей столице на самом деле, и по ним вполне можно прогуляться.

Дом 302-бис

Дом 302-бис, в котором происходило множество событий романа, это десятый дом на Большой Садовой. Именно в этом доме Михаил Булгаков и его жена Татьяна жили после приезда в Москву в 1921 году. Сначала они четыре года жили в 50-й квартире, а потом полгода — в 34-й.

Большая Садовая, 10

Здание само по себе может похвастаться достаточно богатой историей. Оно было построено в 1903 году, и после революции превратилось в рабочий дом-коммуну. В этом доме некоторое время были мастерские художников Кончаловского, Рябушкина и Якулова, частенько здесь бывали Коненков, Шаляпин и Суриков, а еще до приезда Булгакова здесь гостила Фанни Каплан и познакомились Есенин и Айседора Дункан.

Именно в этом доме, в квартире №50 и располагалась та самая «нехорошая квартира», в которой поселился Воланд со своей свитой после прибытия в Москву. Эта квартира располагается на верхнем этаже шестого подъезда. Этажом ниже находится квартира Аннушки-чумы, а под лестницей на первом этаже можно увидеть каморку, в которой отсиживался дядя Берлиоза. Сохранилась также пожарная лестница, с которой служители закона обстреливали улетающего Бегемота. В квартире №35 жил Никанор Босой, в квартире №11 – Тимофей Квасцов, а слева у арки находилась контора жилтоварищества.

Сегодня в квартире №50 находится музей Булгакова. В нем максимально сохранена атмосфера московской советской коммуналки, в которой когда-то жил писатель, а также собраны материалы, так или иначе касающиеся автора «Мастера и Маргариты» и многих других повестей и романов.

Музей Булгакова

Патриаршие пруды

Патриаршие пруды – это то место, где начинается действие «Мастера и Маргариты». Булгаков эти пруды очень любил – недаром Воланд появлялся именно здесь во всех версиях романа, достаточно сильно отличавшихся друг от друга. Пруды всегда пользовались дурной славой – когда-то давно здесь было болото, на котором паслись козы, а козы у людей раньше ассоциировались с чертями. И даже несмотря на то, что пруды были вырыты по приказу самого патриарха Иоакима, их принято было считать «нечистыми».

Патриаршие пруды

Кстати, никаких трамвайных рельс в реальности рядом с Патриаршими прудами нет. Впрочем, это не помешало работникам музея Булгакова пустить здесь экскурсионный «трамвай» 302-БИС, курсирующий по булгаковским местам Москвы.

«Трамвай» 302-БИС

Особняк Маргариты

По поводу особняка Маргариты у фанатов книги возникает множество споров. Дело в том, что адреса в романе Булгаков не дал, так что приходится сверяться с описанием.

Дома, который бы абсолютно точно соответствовал описанному Булгаковым особняку Маргариты, в Москве нет. Однако есть наиболее похожий – это на Спиридоновке, построенный в неоготическом английском стиле в 1897 году.

Впрочем, есть у читателей и исследователей еще один вариант возможного особняка Маргариты – дом №21 на Остоженке. Этот дом напоминает несколько ассиметричный средневековый замок и выполнен в стиле модерн. Впрочем, он намного меньше похож на книжный особняк Маргариты — тот по описанию находился в дворике, а здесь никакого дворика нет, да и архитектурные несовпадения сразу бросаются в глаза.

Дом приемов МИД

Дом Грибоедова

Дом Грибоедова, в котором располагался МАССОЛИТ – это дом Герцена, 25 по Тверскому бульвару. Сегодня здесь находится Литературный институт, а в 20-е годы XX века в нем располагались различные литературные организации.

Когда-то в здании правда работал ресторан, у которого была открытая летняя площадка, правда пускали в него всех, а не только членов литорганизаций. Сегодня ни ресторана, ни открытой площадки нет, однако посмотреть на здание все равно можно – оно не сгорело после обеда Бегемота и Коровьева, как было описано в книге.

Дом Грибоедова

Подвал мастера

Насчет подвала Мастера мнения критиков тоже несколько расходятся – существует несколько реальных мест, с которых Булгаков мог бы списать подвал, в котором жил автор романа о Понтии Пилате:

  • Подвал в доме 10/28 в Плотниковом переулке, в котором жил Павел Сергеевич Попов, друг Булгакова;

  • Подвал в доме 45/26 в Сивцевом Вражке;

  • Подвал дома №9 в Мансуровском переулке. Этот вариант считается самым достоверным. Здесь проживал хороший друг Булгакова, Владимир Топленинов, писатель часто бывал в этом доме и даже работал здесь над «Мастером и Маргаритой», так что вполне вероятно, что Мастера он поселил именно сюда.

Дом Пашкова

Этот дом, на каменной террасе которого сидели Воланд и Азазелло, в романе описывался как одно из красивейших зданий Москвы. С его террасы Москва действительно видна очень хорошо, так что заглянуть сюда стоит обязательно.

Дом Пашкова

Театр Варьете и сад Аквариум

Описанный Булгаковым Варьете, в котором Воланд давал сеанс черной магии – это, скорее всего, театр Сатиры, расположенный на Триумфальной площади. Его окна с одной стороны действительно выходят в летний сад, который называется «Аквариум». Правда, многие постройки в этом саду не сохранились – например, вы точно не найдете «голубой домик», в котором свита Воланда избивала Варенуху.

Театр Сатиры

По местам съемок сериала

Недавно роман Булгакова стал еще более популярен у россиян – по нему в конце 2005 сняли сериал. Места съемок сериала не соответствуют реальным местам в Москве, где происходило действие романа. В первую очередь стоит отметить то, что сериал в основном снимался не в Москве, а в Петербурге, так что если вы хотите посмотреть на сериальную «Москву», то отправиться придется в северную столицу России.

  • Начало сериала снималось на площади Тургенева – здесь можно увидеть лавочку, на которой сидели Бездомный и Берлиоз, а также трамвайную линию, на которой председателю МАССОЛИТа отрезало голову. Неподалеку от площади располагаются Днепропетровский, Академический и Дегтярный переулок, по которым Иван гнался за Воландом, Бегемотом и Коровьевым;

  • Психиатрическая клиника, в которой Иван Бездомный встретил Мастера – это Елагиноостровский дворец, здание очень красивое и весьма примечательное;

Елагиноостровский дворец

  • Дом № 302-БИС, в котором происходили многие основные действия романа – это дом №5 на улице Старорусской. Внутрь него, конечно, попасть не удастся, но снаружи полюбоваться вполне можно;

  • Зрительный зал «Варьете», в котором Воланд устроил сеанс черной магии, снимался в Театре эстрады имени Райкина. А дамский магазин, который открылся по время представления, это ни что иное как Пассаж на Невском проспекте;

  • Место встречи Мастера и Маргариты, которая по книге произошла на Тверской улице, снимали на улице Репина, на которой даже еще осталась булыжная мостовая;

  • Подвал, в котором жил Мастер, снимали на территории Покровской больницы, и попасть туда сейчас невозможно, так что остается только смотреть снаружи;

  • Квартиру Маргариты и квартиру критика Латунского снимали в городском музее Кирова, так как в нем были подходящие интерьеры;

Музей Кирова

  • А вот особняк Маргариты снаружи был снят с особняка Бранта на улице Куйбышева, который, кстати, недавно отреставрировали;

  • Шабаш, на который прилетела Маргарита, снимался в парке Лесотехнической академии. Там действительно есть очень красивое озеро, на которое обязательно стоит полюбоваться, а ночью парк выглядит еще более загадочно;

  • Бал Сатаны снимали сразу в нескольких местах. Например, широкую итальянскую лестницу «позаимствовали» из Музея прикладного искусства, а фонтанами, разумеется, послужили Римские фонтаны Петергофа;

  • Магазин, в котором Коровьев и Бегемот устроили представление – это Елисеевский магазин на Невском проспекте;

  • Впрочем, в Петербурге были сняты далеко не все кадры из фильма. Кое-что снимали в Москве, а одна из самых впечатляющих сцен сериала – распятие Иешуа – снималась в Крыму, неподалеку от Генуэзской крепости, на Сахарной голове. Здесь до сих пор остались кресты, и многие говорят, что это место обладает удивительной энергетикой.

Сахарная голова

Если вы хотите пройти по местам этого знаменитого мистического романа и окунуться в его атмосферу, то вы можете оставить заявку в турфирмы вашего города – вам подберут экскурсию или просто тур в Москву или Петербург, чтобы вы могли пройтись по интересующим вас местам самостоятельно. Для уточнения всех вопросов можно также позвонить на бесплатный номер 8-800-100-30-24.

Проклятье «Мастера и Маргариты»: как проходили съемки сериала

Роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» — это культовое произведение XX века. Огромное количество людей до дыр зачитывало страницы этой книги. С таким же упоением люди смотрели экранизации этого произведения, в том числе и телесериал Владимира Бортко, вышедший на экраны в 2005 году.
Однако считается, что роман «Мастер и Маргарита» мистическим образом противится переносу его героев на экраны. Даже говорят, что это произведение проклято. Ведь, к примеру, со времени съемок сериала уже умерли 18 актеров, сыгравших различные роли в этой экранизации.
Давайте вспомним, как проходили съемки нашумевшего фильма Бортко, помянем ушедших, а также выясним, что же стало с теми, кто благополучно дожил до сегодняшнего дня.
Владимир Бортко получил предложение снять «Мастера и Маргариту» еще в 1987 году, как раз в то время, когда только закончил работу над другим булгаковским произведением — фильмом «Собачье сердце». Но тогда режиссер решил отказаться от съемок, уступив это право своему другу Элему Климову, в планах которого был совместный проект с итальянцами и американцами, с Клаудией Кардинале в роли Маргариты и в паре с Феллини, который бы срежиссировал «древние» сцены. Но эта его задумка так и не была реализована.
13 лет спустя Бортко снова взялся за экранизацию «Мастера и Маргариты» и даже успел утвердить актерский состав: Галину Тюнину, Дмитрия Певцова, Сергея Маковецкого и Виктора Сухорукова. Но его планам в 2000 году снова не суждено было сбыться: наследник Булгакова, которому принадлежали права на экранизацию, перепродал их американским продюсерам. Пришлось свернуть проект сериала и начать переговоры о выкупе прав на роман, которые растянулись на несколько лет.
Съемки возобновились, когда государственный телевизионный канал «Россия» выкупил права. Владимира Бортко на съемках постоянно преследовали проблемы с актерами и технические сложности, даже несмотря на то, что был приглашен священник для освящения студии. Но картину, бюджет которой составил более 5 миллионов долларов, все равно сняли в рекордно короткие сроки. Бортко, по его словам, поставил себе задачу наиболее полно и адекватно передать содержание культового романа Булгакова.
В это сложно поверить, но блестящий актерский состав сериала — Олег Басилашвили, Александр Абдулов, Валентин Гафт, Александр Галибин, Сергей Безруков, Александр Филиппенко и другие — это запасной вариант. Как рассказал художник-постановщик картины Владимир Светозаров, почти все актеры, утвержденные на главные роли, в последний момент отказались от съемок. Олег Янковский должен был сыграть Воланда, а Александр Калягин — Берлиоза. Последний перенес вдруг два инфаркта подряд, сказал твердое нет. Владимир Машков пробовался на роль Мастера, но внезапная автокатастрофа заставила и его отказаться.
Вот как обосновывал свой отказ Олег Янковский, который вначале был утвержден на роль Воланда:

«Я не знаю, как Воланда играть. В каком костюме он должен быть? Хоть в книге его одеяние подробно описано, но это — литература. А когда на экране: почему он такой, а не другой? И, как ни странно, это слабая роль. Все происходит не с Воландом, а вокруг него, а просто пучить глаза, чтобы это убедительно получалось, я не хочу. А главная причина: я считаю, что дьявола, как и Господа Бога, играть нельзя. Иисуса Христа — можно, он был реальным человеком. А к этому нельзя прикасаться. Не ко всему роману Булгакова — к Воланду».
После отказа Янковского Бортко в поисках актера на роль Воланда обратил свой взор за границу. Да, переговоры велись и с западными звездами. Воланда мог сыграть Гари Олдман или Жан Рено. Но не срослось. И вот тогда Бортко обратился к Басилашвили.
Александр Адабашьян в роли Берлиоза, Владислав Галкин в роли Ивана Бездомного и Олег Басилашвили в роли Воланда на съемках фильма режиссера Владимира Бортко, которые проходили на Патриарших прудах
Сам Бортко в мистику не верил, но через некоторое время… вызвал священника прямо на площадку. Батюшка освятил съемочную группу вместе с оборудованием. После этого процесс пошел. А чуть позже стала известна еще одна странная история: перед началом съемок на Патриарших прудах неизвестный прохожий приблизился к Бортко и произнес: «Ничего у вас не получится!» И пошел дальше.
Бортко на съемках картины в компании Александра Абдулова в роли Фагота и Александра Баширова в роли Кота Бегемота
Снимали сериал по всему миру. Макет древнего Иерусалима был снят в Израиле, а булгаковский Ершалаим — в Болгарии, на киностудии «Бояна», где остались роскошные декорации античного города, построенные американцами для картины «Спартак». Голгофу нашли в Судаке.
«Мастер и Маргарита». Площадь Тургенева
Что же до Москвы 30-х годов, то Патриаршие пруды снимались на Патриарших, Александровский сад — в Александровском, но Москва в целом, по мнению Владимира Бортко и оператора Валерия Мюльгаута, с 30-х годов так сильно изменилась, что ее снимали в Санкт-Петербурге. В Москве улочек с домами того времени практически не осталось.
По словам режиссера Владимира Бортко, мистика во время съемок все-таки была. Но в основном со знаком плюс. На съемочной площадке всегда стояла та погода, которая в этот момент была необходима для съемок. Все актеры, чем бы они ни болели, выздоравливали перед самым началом съемок. В связи с этим работа шла точно по графику.
Басилашвили в роли Воланда был крайне убедителен. Но перед озвучанием потерял голос
Но Олег Басилашвили потерял голос прямо на съемочной площадке во время монолога Воланда. Внезапно горло актера свело судорогой, он начал хрипеть, а потом и вовсе не смог говорить. Врачи поставили диагноз — кровоизлияние в правую голосовую связку. Долгое время врачи заливали ему лекарства прямо в гортань и делали уколы.
В романе Маргарита появляется на балу у Сатаны нагая и в туфлях «из лепестков бледной розы», а режиссер Бортко одел и обул Анну Ковальчук совсем не по Булгакову.
Маргарита на балу в сериале
Анне Ковальчук нелегко далась работа над образом Маргариты. Когда для съемок сцены бала ее одели в корсет весом 16 кг, актриса могла только лежать или стоять в этом средневековом одеянии. Железная корона оставляла раны на лбу, а металлические туфли сильно натирали ноги.

Самым страшным моментом съемок был, как рассказывает Ковальчук, ее прилет на шабаш. Сцена прибытия королевы снималась опять же в Петербурге, в парке Лесотехнической академии, и Маргарита должна была приводниться на гладь местного пруда. Но место съемок кишело крысами, и в пруд прыгать пришлось более решительной дублерше.
Во время съемок с актрисой случился один курьезный случай: актеры долго репетировали у режиссера в номере гостиницы «Украина», а когда Ковальчук вышла на улицу, из-за откровенного наряда ее приняли за девушку легкого поведения и отвели в отделение милиции. Актрисе долго пришлось доказывать, кто она, но ей не верили. Тогда пришлось позвать на помощь коллег-актеров.
Карлик Вано и Александр Баширов в роли Кота Бегемота
Над образом одного из самых харизматичных персонажей, Кота Бегемота, трудились сразу четверо. Большую часть времени это был Вано Миранян, актер и президент инвалидного фонда людей маленького роста. Он снимался в кошачьем комбинезоне с головой, начиненной разнообразной техникой, которая отвечала за движения усов, ушей, глаз и рта. Говорил за него актер Семен Фурман. Кота в человеческом обличии сыграл актер Александр Баширов. И наконец, в роли просто кота был просто кот из цирка Юрия Куклачева.
Сергею Безрукову пришлось по-настоящему висеть распятым на кресте
Александр Адабашьян, который исполнил роль Берлиоза, говорил, что некоторые актеры в шутку использовали нависшее над романом проклятие в качестве некоего смягчающего фактора: «Я вообще не пью, а тут утром бутылка водки перед кроватью стоит. Как здесь удержаться?» или «Поставил будильник на 7, а он прозвенел в 10. Чертовщина какая-то!»
Хотя сам актер после съемок слег с сердечным приступом, он все же не склонен как-то связывать эти события.
Голова Берлиоза на блюде
Актер Александр Филиппенко рассказывает, что с ним ничего особенно мистического не происходило. Если не считать того, что с Бортко он познакомился на Патриарших. Тот подошел к нему и сказал: «Ты меня не знаешь, но я тебя знаю. Коровьева ты уже сыграл (в картине Кары «Мастер и Маргарита» 1994 года), а у меня Азазелло сыграть не хочешь?»
Александр Филиппенко сыграл в кино и Коровьева, и Азазелло (на фото)
Самый сложный спецэффект сериала — кот Бегемот. Американцы оценили работу над котом в 1,5 миллиона долларов. А весь бюджет картины составлял 5 миллионов. Отечественные компьютерщики сделали не только Бегемота, но и множество других спецэффектов.
Анна Ковальчук и Ксения Назарова, игравшая домработницу Наташу, парили под потолком ленфильмовского павильона. Потом на компьютере с тел убрали все пояса подвесок, стерли тросы, сделали тела девушек полупрозрачными и подложили съемку ночной Москвы.
Полеты Маргариты: актрису подвешивали при помощи корсета, изготовленного по особым технологиям
С помощью той же графики материализовался из воздуха Коровьев. Александр Абдулов катался на карусели-платформе, которая потом стиралась на компьютере, и актер как бы влетал в кадр из ниоткуда.
С помощью компьютерной графики прикрыли наготу Маргариты в сценах полета над Москвой
В финальной серии Мастера и Маргариту прочь из бренного мира несут черные кони ада. Всех их сыграл семилетний конь Халиф, размноженный на компьютере.
Мастер и Маргарита умирают в конце телесериала телесно, чтобы найти покой в другом мире. А вот в реальности к сегодняшнему дню не стало 18 актеров, участвовавших в сериале в 2005 году. Обычно, когда гибнет человек публичный, в этом всегда ищут тайну, а когда умерших много? В последние годы слухи о проклятии романа Булгакова усиливаются.
Первой жертвой «проклятия» 2 октября 2005 года стал актер Александр Чабан, сыгравший следователя, который вел розыск Воланда. Пропал незадолго до премьеры. Найден мертвым в своей квартире. Обстоятельства смерти неизвестны. Ему было 47 лет. 28 сентября 2006 года умер актер Павел Комаров, сыгравший вора на пристани. Это он украл одежду купавшегося поэта Ивана Бездомного. Комаров был ведущим актером Царицынского ТЮЗа, основал музыкальную группу «Группа риска». 27 декабря 2006 года скончался 67-летний Станислав Ландграф, сыгравший критика Латунского.
Сериал стал одной из последних работ для народного артиста СССР Кирилла Лаврова, сыгравшего Понтия Пилата (на фото). 27 апреля 2007 года он умер от лейкемии.
27 апреля 2007 года провалился под лед во время рыбалки и умер Евгений Меркурьев (счетовод). В сериале счетовод и Пилат не пересекались. Но из жизни Меркурьев и Лавров ушли в один день.
Еще один известный актер, чью смерть связывают с проклятьем Булгакова, — это Александр Абдулов, который сыграл в сериале Фагота (Коровьева) — одного из демонических слуг Воланда. 3 января 2008 года в возрасте 54 лет актер скончался от рака легких.
7 апреля 2008 года умер Андрей Толубеев, который озвучивал Алоизия Могарыча. Как и старшего товарища по питерскому театру БДТ Кирилла Лаврова, Толубеева свела в могилу онкология. Диагноз: рак поджелудочной железы.
25 февраля 2010 года при странных обстоятельствах умер в своей квартире Владислав Галкин. В сериале он играл поэта Ивана Понырева. В момент смерти ему было всего 38 лет.
Через 2 года после Галкина не стало Ильи Олейникова. Актер, сыгравший финансового директора «Варьете» Римского, умер из-за рака легких. Ему было только 65.
В следующем году от неоперабельной опухоли мозга скончался Валерий Золотухин. Он сыграл в телесериале Никанора Босого.
За последние годы умерли и некоторые другие актеры сериала «Мастер и Маргарита», которые не были столь известны, как вышеперечисленные. Это Юрий Оськин (швейцар), Галина Баркова (продавщица), Валентина Егоренкова (медицинская сестра в психбольнице), Станислав Соколов (секретарь Пилата), Дмитрий Поддубный (шпион НКВД) и другие. Хотя количество умерших и правда большое, однако стоит учесть, что большинство других исполнителей ролей в этой и предыдущих экранизациях до сих пор живы и здоровы.
Анна Ковальчук и Александр Галибин остались живы и здоровы. Но после съемок он попал в ДТП, а она развелась
Что касается выживших, то они не верят в мистику, хотя признают, что нечто странное с ними происходило. Например, Анна Ковальчук, сыгравшая Маргариту, говорит, что роман долгое время не хотел отпускать ее. Помимо роли в сериале, она также снималась в 3D-мюзикле «Мастер и Маргарита». А вообще актриса отмечает, что любит число 13 и черных кошек.

Люди по-разному относятся к проклятиям, связанным с романом «Мастер и Маргарита». Так, количество умерших актеров, которые участвовали в съемках сериала «Улицы разбитых фонарей», значительно больше, но никто о проклятии не говорит. В общем, каждый сам вправе решать, верить ли ему в проклятие романа «Мастер и Маргарита».
Смотрите также: Охотник за сокровищами: американец зарабатывает на жизнь, копаясь в мусорках миллиардеров

Съемки «Мастера и Маргариты» продлены до марта. Да и то сказать, семь месяцев для 10-серийной экранизации напичканного чудесами булгаковского романа — маловато. Вот в марте будет девять — это уже срок!

Пока Маргарита и Мастер отдыхают от камеры, на съемочной площадке отдувается кот Бегемот. Не тот, чью человеческую ипостась воплощает актер Александр Баширов. А натуральный жирный котяра с черной лоснящейся шерстью.

— Ну и как вам снимается, уважаемый Бегемот? — спрашиваю.

— Отлично. Хотя дышать нечем, жарковато, и батарейки «жмут» под лопатками. Но из-за такой ерунды ворчать не собираюсь. Роль мне очень нравится!

Знакомьтесь: Вано Миранян, артист эстрады, 46 лет, рост — сто сантиметров, играет в мюзикле «Иствикские ведьмы» и является президентом инвалидного фонда людей маленького роста «Ниночка». А еще он работает помощником Жириновского по вопросам инвалидов.

— Владимир Вольфович не ревнует вас к съемкам в славной картине?

— Ему некогда.

В шкуру кота Вано влез по приглашению мастера спецэффектов Петра Горшенина, чье мастерство ошеломило публику в «Ночном Дозоре». Весь костюм, включая электронную начинку, был сшит на Мираняна в московской мастерской за пять примерок.

Сначала артист натягивает кошачью шкуру-комбинезон, а затем надевает на голову башку Бегемота, отчего становится на тридцать сантиметров выше. Но в кадре Вано работает за кота лишь руками и ногами. За мимику кошачьей морды, шевеление усами, ушами и глазами отвечают разные моторчики, которыми начинена кошачья голова.

Перед камерой Вано сам, без каскадеров, выполняет все трюки — запрыгивает на люстру, повисает на шторах под потолком. А как иначе, если из-за роста никакой каскадер заменить его не может? Спасибо, сноровка циркового акробата не подводит.

Но самой неудобной сценой для Вано оказалась та, где кот Бегемот выпивает рюмку водки и закусывает грибком, шокируя Степу Лиходеева в исполнении Панкратова-Черного. В ней хитрую морду Бегемота снимают крупным планом. И у актера нет возможности смотреть через крошечные прорези для глаз. Попробуй-ка попасть вилкой в рот в потемках!

Хотя обидней всего Вано быть в кошачьей маске-башке на балу Сатаны:

— Там столько голых девочек, а я ничего не вижу!

Актеру Александру Абдулову, который в фильме играет Коровьева, пришлось согласиться на головокружительный трюк ради натуральной материализации из воздуха.

Специальные качели, на которых Абдулов раскачивается в съемочном павильоне, не касаясь земли, влево и вправо, потом «сотрутся» на компьютере. А на место голубого фона будут подставлены кадры с Патриаршими прудами — именно там перед Берлиозом «соткался из воздуха прозрачный гражданин престранного вида».

В романе Маргарита появляется на балу у Сатаны нагая и в туфлях «из лепестков бледной розы», а режиссер Бортко одел и обул Анну Ковальчук совсем не по Булгакову.

— Просто голое тело — пошло, — раскрывает секрет художник картины Владимир Светозаров. — Мы долго думали, во что одеть Маргариту на балу. В тяжелую парчу, легкий шелк? Но этот костюм не имеет права быть сногсшибательно красивым, он должен подчеркивать страдание Маргариты, ведь бал — это мучительное испытание, которое для нее устраивает Воланд. Остановились на металлическом костюме как бы из cредневековья, а-ля Жанна д’Арк…

…Может, прикрыть наготу хозяйки бала решили потому, что Анна Ковальчук отказалась сниматься нагишом? Ничуть. В картине достаточно сцен, где актриса появляется в откровенном виде. На днях отсняли ее полет верхом на электронном борове, начиненном чудесами техники. И хоть на актрисе ничего не надето, за счет долгих поисков ракурса съемки и света картинка на экране вряд ли заденет даже пуритан.

В сценах, где наготу Маргариты не скрыть, компьютер сделает ее обнаженное тело полупрозрачным.

На съемках пока, тьфу, тьфу, не происходит мистических происшествий. Может, сказалось благословение священника, которого режиссер был вынужден пригласить перед началом работы, — были, были суеверные особы, отказывавшиеся работать над греховным романом! Самой крупной потерей стал зуб Варенухи. Актеру Андрею Шаркову сделали вставную «вампирскую» челюсть. Когда снимали слепок с актерских зубов, один не выдержал и сломался.

В финальной серии Мастера и Маргариту прочь из бренного мира понесут черные кони ада. Ими «дирижировал» единственный в России мастер высокой школы верховой езды От Эколь, известный телеведущий, режиссер, депутат Госдумы Александр Невзоров. Фокус в том, что в кадре должны бесноваться кони без сбруи. А управлять свободной лошадью никто, кроме Невзорова, не умеет.

— Разве нельзя было снять коня в сбруе, а потом «стереть» ее на компьютере? — спрашиваю у автора «Лошадиной энциклопедии».

— Нет, получатся заученные движения, а не ярость безумно свободной лошади ада!

Представьте, в студии среди людей, мониторов, проводов должен беситься конь! Операторы сильно опасались за аппаратуру. Но даже провода не пострадали. Семилетний конь Халиф оказался исключительно воспитанным. За два часа оператор успел сделать шестьдесят дублей! Из них на компьютере создадут лошадиное поголовье для всей свиты Воланда.

— «Хореографию» для лошади вы сами придумали? — спрашиваю у Александра Невзорова.

— Я Халифу объяснил: здесь нужно «подсвечить» — встать на задние ноги, тут ударить задом, здесь кинуться на меня, не видимого для зрителя.

Единственная проблема — в студии я ничего не слышал и не видел. Голубое трико из жуткой синтетики, в которое меня одели, залепило уши, глаза, рот. Мне еле разрешили прорезать для левого глаза дырочку побольше…

Голубое трико, как и весь голубой павильон, — вроде шапки-невидимки. Фон исчезнет, и на экране черные кони будут бесноваться в пылающем дворе.

Вместе с Невзоровым на съемке присутствовала его жена Лидия — выпускница двух английских иппологических колледжей. Она осуществляла ветеринарный контроль.

Из студии Халиф уезжал абсолютно счастливый. За съемку ему выдали новую попону и серьезный гонорар.

Считается, что роман «Мастер и Маргарита» мистическим образом противится переносу его героев на экраны и способен даже отомстить режиссёрам и актёрам. Однако пять кинорежиссёров не побоялись мрачной репутации произведения, и никого из них роман не наказал.
Первым режиссёром, взявшимся за произведение, был поляк Анджей Вайда. В фильм «Пилат и другие» вошла только библейская линия романа, но действие было перенесено в XX век. Примерно в то же время сербский режиссёр Александр Петрович снимал экранизацию только московских событий романа. Следующий фильм снова был снят в Польше — Мацей Войтышко сделал свою четырехсерийную версию «Мастера и Маргариты». В 1994 году роман экранизировал режиссёр Юрий Кара, но из-за разногласий с продюсерами фильм зрители увидели только в 2011 году, уже после блестящей экранизации Владимира Бортко.

Владимир Бортко получил предложение снять «Мастера и Маргариту» ещё в 1987 году, но тогда за право экранизировать произведение боролся его друг Элем Климов. Ради дружбы Бортко отказался, тем более, что он только что закончил работу над другим булгаковским произведением — готовился к премьере фильм «Собачье сердце». Климов собирался работать вместе с итальянскими и американскими режиссёрами, но сам же и отказался от идеи на стадии написания сценария. «Мастера и Маргариту» хотели снять режиссёры Владимир Наумов, Игорь Таланкин и Эльдар Рязанов, но ни один из них не получил разрешения от Госкино.

Первый раз за работу над экранизацией Владимир Бортко взялся ещё в 2000 году. Был даже утверждён состав актёров — Галина Тюнина, Дмитрий Певцов, Сергей Маковецкий и Виктор Сухоруков, но наследник творчества Булгакова неожиданно передал права на экранизацию американским продюсерам. Проект Бортко был закрыт и потребовалось несколько лет, чтобы выкупить права обратно.

Когда режиссёр вернулся к работе над «Мастером и Маргаритой», кастинг пришлось проводить заново. На роль Маргариты пробовались Ингеборга Дапкунайте, Виктория Толстоганова и Анна Ковальчук. Бортко остановил свой выбор на последней — она больше всего соответствовала его представлениям о Маргарите. Роль Воланда режиссёр предложил Олегу Янковскому, но он отказался наотрез. Велись переговоры и с западными звёздами, но ни с Жаном Рено, ни с Гари Олдменом договориться не удалось.

Роль Мастера режиссёр предложил Владимиру Машкову, но он отказался в пользу контракта с Голливудом. Тогда без проб был утвержден Александр Галибин. Понтием Пилатом стал Кирилл Лавров — режиссёр говорил, что ему был нужен умный, много поживший человек «со шлейфом». Воландом же стал Олег Басилашвили. Актёр оказался мало того, что несуеверный, так ещё и героя видел по-своему: «Воланд — отнюдь не тот Сатана, который вводит людей в грех. Его компания прибыла в Москву, чтобы расставить некоторые ориентиры. Он совершает добрые поступки и является в какой-то степени союзником Иешуа… Недаром же эпиграф к роману — „Я часть той силы, которая желает зла и вечно совершает благо“. Причем не вся сила, а только часть. Работник Того министерства».

Съёмочной группе пришлось поездить по разным городам и даже странам. В Израиле снимали только общие планы Иерусалима, а основным местом съёмок библейских сцен была Болгария. Там построили целый античный комплекс, за основу которого был взять иерусалимский дворец Ирода. Часть сцен сняли в Крыму, в том числе распятие Иешуа. Почти всю Москву 30-х годов сняли в Санкт-Петербурге. Прямо с московских Патриарших прудов герои перемещались на питерскую площадь Тургенева. Подмосковную психиатрическую больницу «играл» Елагиноостровский дворец, а знаменитый дом № 302-БИС на Садовом кольце снимали на улице Старорусской. Встретились Мастер и Маргарита тоже в Санкт-Петербурге — на улице Репина, где ещё сохранилась булыжная мостовая.

Экскурсия по булгаковской Москве с помощью интерактивной карты романа «Мастер и Маргарита».

Над образом одного из самых харизматичных персонажей, Кота Бегемота, трудились сразу четверо. Большую часть времени это был Вано Миранян, актёр и президент инвалидного фонда людей маленького роста. Он снимался в «кошачьем» комбинезоне с головой, начиненной разнообразной техникой, которая отвечала за движения усов, ушей, глаз и рта. Говорил за него актёр Семён Фурман. Кота в человеческом обличии сыграл актёр Александр Баширов и, наконец, в роли просто кота был просто кот из цирка Юрия Куклачёва.

Не обошлось и без компьютерной графики. С её помощью прикрыли наготу Маргариты в сценах полета над Москвой. Анна Ковальчук и Ксения Назарова, игравшая домработницу Наташу, парили под потолком «ленфильмовского» павильона, а потом на компьютере убрали с тел все пояса подвесок, стёрли тросы, сделали тела девушек полупрозрачными и подложили съемку ночной Москвы. С помощью той же графики материализовался из воздуха Коровьев. Александр Абдулов катался на карусели-платформе, которая потом стиралась на компьютере, и актёр как бы влетал в кадр из ниоткуда.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх