Buig

Специалисты широкого профиля

Интерьер квартир в СССР

Как создать интерьер в стиле 60-х: стильно и недорого

Сегодня снова стало модным оформлять интерьеры в стиле 60-х. Как это сделать и какова цена вопроса, рассказал специалист студии дизайна интерьеров.

— Давно известно, что новое — это хорошо забытое старое. Шестидесятые — не такое уж и забытое, но дизайн того времени всегда пользовался популярностью. Не массовой, нет, но интерьер, проникнутый духом свободы и бунтарства, яркими красками, необычными оттенками, всегда имел свою аудиторию. Эпоха послевоенного времени, пропаганда мира, любви, свободы. Стиль новых надежд, желание радости и стремление к лучшей жизни. 60-е принесли взлет молодежной культуры, расцвет движения хиппи, новые веяния в искусстве. Все эти социальные изменения и сформировали эстетику того времени — молодежную, полную энергии и позитивного взгляда на вещи. Энергичным людям, любящим необычные разностилевые, но функциональные формы мебели — дерево и стекло, хром и пластик, геометрические узоры — идеально подойдет стиль 60-х, — уверена Татьяна Андрущук, арт-руководитель студии «Дизайн Сервис».

— В целом сегодня воплотить дух 60-х в вашем интерьере достаточно просто. Не проблема, если не все предметы и материалы обстановки в нем будут в стиле ретро. Не нужно копировать все принципы построения тематического интерьера. Порой достаточно поставить соответствующую мебель, расставить графические акценты (определенный предмет мебели, дополненный аксессуарами и текстилем 60-х), и помещение преобразилось.

Рассмотрим характерные черты ретростиля.

Цвет

Цвета 60-х — это веселые яркие цвета: красный, ярко-розовый, синий, сочный зеленый, оранжевый, черный, белый. Характерными для стиля являются кислотные цвета. Популярным способом сочетания цветов является техника цветового пятна, которая подразумевает наличие главного (одного цвета) и собрание контрастных оттенков вокруг него.

В современном ретродизайне популярны горчичные оттенки, пурпурные, кремовые, оливковые, цвет авокадо. Можно использовать несочетаемость в цветовом решении, главное — не перемешивать их. Неплохо выглядит тандем из зеленого и розового, синего и оранжевого.

Современное использование:

Цена вопроса: однотонные фоновые обои от 150 тысяч рублей до 450 тысяч.
Сервант (дерево) — от бесплатно до 1 миллиона 300 тысяч рублей.

Отделка стен

Либо обои с абстрактными геометрическими узорами ярких и контрастных цветов, которыми можно декорировать только одну акцентную плоскость. Либо гладко окрашенные однотонные стены.

Современное использование:

Цена вопроса: обои с геометрическим рисунком от 450 тысяч рублей до 650 тысяч, фотообои — от 1 миллиона рублей.

Визитной карточкой 60-х является изысканный цвет мяты (можно использовать на фасадах, особенно на кухнях, или на отдельных предметах). Дополнением для «мятной» кухни обычно выступают насыщенные терракотовые, оранжевые и красные цвета.

Современное использование:

Цена вопроса: холодильник и плита цвета мяты после реставрации 2 миллиона 600 тысяч рублей.

Цена вопроса: стулья с учетом реставрации — 350 тысяч рублей штука.

Потолок и пол

Просто покрасьте белой краской или покройте максимально грубой штукатуркой. Для пола характерны паркет «елочка», шахматная плиточная кладка (пик популярности — черно-белый, красно-белый, желто-белый), допустимы линолеум и окрашенное натуральное дерево.

Современное использование:

Цена вопроса: фанера — 150 тысяч за м2, штучный паркет (дуб массив) от 150 тысяч рублей.

Мебель

Важный акцент — необычная форма. Может быть с четкими линиями, плавными формами. Также это предметы, не сочетающиеся между собой, не похожие, но функциональные и удобные. Системы хранения представлены комодами, буфетами, бюро, низкими журнальными столиками овальной, каплевидной формы — массивных шкафов тогда не было.

Современное использование:

Сегодня кресла (с учетом реставрации) обойдутся примерно в 1 миллион рублей, диван от 5 миллионов 500 тысяч рублей. Комоды (дерево) — от бесплатно до 450 тысяч.

Серванты, буфеты должны быть лаконичными, с гладкими простыми фасадами. Высота — не более 1,5 м. И, главная объединяющая черта всех предметов мебели — ножки (деревянные или хромированные), создающие изящность и легкость мебели стиля 60-х. Обыкновенные деревянные стулья со спинкой, яркие неоновые стулья прекрасно впишутся в интерьер.

Фото с сайта emwills11.wordpress.com Фото с сайта handbird.kz

Цена вопроса: кресла (с учетом реставрации) 1 миллион 500 тысяч рублей, диван от 6 миллионов. Журнальный столик (под заказ) — от 1 миллиона 800 тысяч.

Светильники

Высокие торшеры, настольные лампы с абажурами причудливой формы.

Современное использование:

Цена вопроса: светильник подвесной (Китай) от 2 миллионов рублей, настольная лампа от 1 миллиона 200 тысяч, торшер (индивидуальное исполнение) от 4 миллионов.

Аксессуары

Пишущие машинки, проигрыватели, телефоны, чемоданы, вазы, фигурки, книги и космические мотивы (сферы, хром, капсулы).

Постеры

Репродукции портретов знаменитостей, постеры с изображением рекламы супа и кетчупа (Энди Уорхол), красочные диптихи Мэрилин Монро, эффектная графика в духе поп-арта.

Современное использование:

Цена вопроса: постер большого формата от 1 миллиона 500 тысяч рублей.

Необычный декор

Необычный декор — душа 60-х. Ставка делается на уют и душевность обстановки. Старайтесь наполнить свой дом яркими, диковинными предметами, большим количеством книг. Обязательно должны присутствовать часы (настенные часы-атомы или простые механизмы с белым квадратным циферблатом в черной раме), шторы, скатерти, покрывала, ковры — легкие с геометрическим или цветочным рисунком из натуральных материалов (хлопок, ситец, шерсть).

Современное использование:

Если вы любите спокойные цвета, при создании ретроинтерьера главное — уделить внимание деталям. Окрасьте стены в любой светлый оттенок или же просто в белый, а цветовые акценты расставьте при помощи мебели и аксессуаров. Яркая обивка на кресле, цветные подушки, разноцветная посуда, сочетание пластиковых стульев с мягкими креслами на деревянных ножках и кожаным диваном. Необязательно тратить большие деньги на новую дизайнерскую мебель. Достаточно просто подыскать старую мебель (дача, барахолки, интернет, реставрационные мастерские) и реставрировать ее самому или в специализированной лавке. Из различных предметов и аксессуаров, как пазл, собирая все детали, вы гарантированно получите индивидуальный и по-настоящему интересный интерьер.
Ретростиль — это замечательный, веселый и необычный стиль, призванный сочетать несочетаемое. Такой интерьер будет всегда наполнять вас радостью и хорошим настроением.

Тема 21. Дизайн в ссср (1960-х –1980-х г.Г.). Концептуальные поиски советских инженеров-проектировщиков. Постсоветский дизайн

Система государственного дизайна. Техническое и художественное конструирование.

1962 год — возрождение дизайна. Первые дизайнерские бюро широкого профиля в СССР: архитектурно-конструкторское бюро Ю.Соловьева. ЛВХПУ и МВХПУ. Инженерный дизайн первых послевоенных лет. Государственный дизайн. ВНИИТЭ (1962 г.) и его филиалы.Разработка комплексных художественно-конструкторских программ (дизайн-программ или государственных стандартов). Осмысление теоретических проблем. Разработка теоретических проблем технической эстетики и эргономики, методика художественного конструирования, проекты отдельных видов массовых и уникальных изделий машиностроения, а также товаров культурно-бытового назначения. Осуществление координации научно-исследовательских работ в области технической эстетики и эргономики, а также методическое руководство работой специальных художественно-конструкторских бюро, отделов и групп, действующих на предприятиях и в организациях различных министерств и ведомств. Состав института: отделы теории и методов художественного конструирования, эргономики, экспертизы потребительских свойств изделий, художественного конструирования изделий машиностроения, комплексных проблем оборудования жилых и общественных зданий, декоративных свойств новых материалов и покрытий, анализа, обобщения и распространения опыта художественного конструирования; филиалы в Ленинграде, Свердловске, Хабаровске, Киеве, Харькове, Минске, Тбилиси, Ереване, Вильнюсе; опытное производство в Москве. Издание ежемесячного информационного бюллетеня «Техническая эстетика» (1964 г.). Метод «дизайн-программа» – метод проектирования изделий и управления проектной деятельностью, направленный на постановку проблем и целей значительного социально-культурного масштаба и сложности, реализация которых связана с длительными сроками, большими затратами, межведомственной кооперацией и ориентированной в конечном счете на формирование крупных многопредметных комплексов, целостных с точки зрения их социально-культурного функционирования. Перенесение метода в дизайн городской среды в конце 70-х гг. Теория системного проектирования. Рациональный стайлинг. Приоритет — продукция машиностроения и удобство эксплуатации, а не эстетические принципы и не товары непосредственно для людей.

А. Ермолаев — известный российский дизайнер, художник, педагог, руководитель студии «ТАф». В. Колейчук — известный российский дизайнер, один из лидеров направления «Кинетического искусства». Д. Азрикан — один из авторов известной в отечественной практике дизайн-программы «Союз-электроприбор», соруководитель дизайн-программ «оргтехника», «БАМ», «Медтехника». Л. Кузьмичев — известный российский дизайнер, директор ВНИИТЭ и главный редактор журнала «Техническая эстетика» (1987-2002). М. Демидовцев — известный российский дизайнер в области автомобилестроения.

Членство ВНИИТЭв ИКСИД(1965 г.). Получения актуальной профессиональной информации, обмен опытом на международном уровне, установления личных творческих контактов с ведущими дизайнерами многих стран.

Экспериментальный дизайн Сенежской студии – художественное проектирование, которое опиралось на изобразительное искусство, на художественную культуру в целом. Движение «Бумажное проектирование», «Бумажная архитектура», «Бумажный дизайн» — концептуальное проектирование, синтез предметного творчества с архитектурой. Моделирование различных типов и групп потребителей, подразумевание их постоянного присутствия в своих проектах. Комплексные перспективные проекты для Баку, Минска, Алма-Аты, Одессы, Красноярска, Коломны, Москвы. Основатели студии: К. Кантор, Е. Роземблюм, А. Боков, А. Скокан.

Четыре основных положения концепции Сенежской студии — основа творческой деятельности — изобразительное искусство; проектирование родственно театральному творчеству (театр общения между преподавателем и учеником, театр рождения новой формы); результат работы, макет — художественное произведение; место приложения — бесхозная земля между архитектурой и традиционным дизайном. Проектирование пары «человек-вещь»,принцип «открытой формы» — формы, позволяющей наращивать или сокращать материальную систему, свободно менять структуру ее элементов.

70-е годы эксперименты советских дизайнеров, связанных с художественным осмыслением новейших научно-технических достижений. Создание кинетических композиций В. Колейчука, член группы кинетическою искусства «Движение», автор оригинальных вантово-стержневых конструкций. Изучение возможностей получения управляемого синтеза света, цвета и звука (конструкторское бюро «Прометей» (Казань)) — светомузыкальные фильмы, конструируют сложные оптические системы, позволяющие создавать абстрактные светомузыкальные композиции. Кинетическое искусство — в ХХ веке вид пластического искусства приводимого в действие рукой, воздухом или мотором.

1970-е годы новые направления: 1. гуманитарный дизайн для бедных слоев населения 2. компьютерный дизайн 3. создание энергоэкономичной бытовой аппаратуры.

Создание Союза Дизайнеров России. Подготовка специалистов. Теория дизайна в современной России. Региональные школы. Мастера современного российского дизайна. Выставки дизайна, премии, семинары. Новый российский дизайн.

Внимание вопросам надежности и эргономичности изделий. Конец 1980-х — 2002 годы — развитие технологии компьютерного дизайна. Развитие промышленного дизайн и некоторые направления дизайна: а). дизайн интерьера б). веб-дизайн в). ландшафтный дизайн г). полиграфический дизайн. Создание Союза Дизайнеров СССР (1987 г.), Ю.Б. Соловьев. Создание Союза Дизайнеров России (1989 г.), первая Ассамблея Союза (1992 г.).

Развитие международного сотрудничества и интеграция России в мировую экономику и проектную культуру

Краткая история советского дизайна

Как зародился советский дизайн, как он развивался и почему получился таким, каким мы его знаем — рассказываем в новой статье журнала Speelo Group.

Авангард

Советский дизайн, советское изобразительное искусство, архитектура — школы и стили, которые формируются десятилетиями, не могли возникнуть внезапно, на пустом месте. За дизайн-код новой страны взялись художники-авангардисты, развивавшие теорию и практику своего искусства на протяжении всего начала ХХ века.
Авангард, с которым ассоциируются у многих первые годы СССР, зародился в России в кружках и творческих объединениях в 1910-е годы. Главной школой для будущих художников советской России стал футуризм. Основатель футуризма Филиппо Томмазо Маринетти базировал свое искусство на ярких и контрастных цветах, простых формах, прямых линиях, урбанизме, воспевании технического прогресса — основы футуризма, заложенные Маринетти, идеально сочетались с идеологией нового государства.

«Кризис». Пример фотомонтажа Родченко, 1923 год.

Именно на футуристической выставке познакомились Родченко, Татлин и Малевич — художники, которых можно назвать главными героями раннего советского искусства. Если «топливом» для идеологического и стилистического бунта Маринетти был политический и культурный вызов, воспевание войны, то русские художники чаще всего искали в футуризме именно новый язык, новые идеи, формы и инструменты для творчества. Малевич рассуждал о природе искусства и о его восприятии человеком — создатель «Черного квадрата» был в первую очередь теоретиком, известные произведения которого становились иллюстрациями к мыслям и программным текстам. Родченко и Татлин же интересовались фактурой, формой, ракурсами, новыми инструментами.
Чайный сервиз Малевича.
Благодаря художникам-авангардистам в искусство проникают циркуль, малярный валик и фотомонтаж, а результатом творчества становятся самые «низкие» по старым нормам вещи — рекламные и агитационные плакаты, чашки, столы, спортивная форма.
20-е годы подарили советскому искусству и дизайну две основные категории концепций – проекты, изначально направленные на массовое производство, и проекты, которые кажутся неосуществимыми (чаще всего они так и оставались на бумаге), но выражают в своем исполнении идеологию.
Башня Татлина
Основными принципами новых вещей для масс были минимализм, функциональность, универсальность. Этим принципам должны были соответствовать и одежда, и интерьер.
Концепт новой функциональной одежды от Варвары Степановой
Проекты же экспериментальные и концептуальные зачастую даже не задумывались авторами как что-то, чему обязательно должно было найтись практическое применение. Яркий пример — «Летатлин», безмоторный летательный аппарат Владимира Татлина, который не летал. Татлин воспринимал свой орнитоптер исключительно как произведение искусства и сравнивал его с Венерой Милосской.

К концу 20-х годов правительство СССР разлюбило авангард — в опалу попали художники, писатели, преподаватели и теоретики, которые еще несколько лет назад были лицом нового государства. В начале тридцатых на смену креативному русскому авангарду, который питался за счет идей многих художников, пришли стерильный соцреализм, содержание и стиль которого были одобрены руководством партии, и сталинский стиль, изменивший устоявшуюся за века внешность Москвы.
В архитектуре период с начала 30-х по вторую половину 50-х принято называть монументальным классицизмом или сталинским ампиром. Сталинская архитектура ориентировалась на классицизм и ар-деко, стремилась к масштабности, не экономила на украшениях — государственные постройки того времени можно узнать по мрамору и бронзе, скульптурам и лепнине. Характерные представители течения — ранние станции московского метро и сталинские высотки.

Послевоенные годы

После Великой Отечественной войны государству нужно было отстроить разрушенные города и провести конверсию — перевести промышленные предприятия с производства военной техники на изготовление товаров для мирной жизни. О разработке оригинального дизайна, удовлетворяющего все потребности покупателей, речи и не было, ставку делали на скорость, масштабы производства и на возможности заводов. Все стандарты для новых товаров устанавливались централизованно, что исключало конкуренцию за потребителя.
Советская наука и советская промышленность, даже несмотря на закрытость страны, испытывали на себе влияние мировых трендов и новшеств. Послевоенная промышленность ради экономии на собственных разработках старалась производить по лицензии или копировать и дорабатывать западную технику — американские пылесосы, вывезенные из Германии трофейные фотоаппараты. Основная черта дизайна того времени — округлость, космическая тематика в форме и в названиях («Сатурн», «Ракета»).
Так продолжалось до конца 50-х годов — до массового строительства и заселения новых панельных домов («хрущевок»). Квартира в «панельке» была рассчитана на обособленную жизнь отдельных семей — это требовало новых товаров и нового стиля для новой жизни. В 1962 году Совет Министров СССР постановил, что надо улучшать технологии народного потребления с помощью «художественного конструирования».

ВНИИТЭ

Так появился ВНИИТЭ — институт, который создал самые знаменитые отечественные проекты, большая часть которых так и осталась нереализованной. Именно с 1962 года многие исследователи начинают отсчет самобытного советского дизайна. В 1967 году правительством был введен ГОСТ, которым сотрудники ВНИИТЭ могли маркировать свои разработки, а в 1968 году Свердловский Архитектурный Институт набрал первый поток студентов на программу «промышленное искусство».
Проект такси для коляски. Долматовский, Ольшанецкий, ВНИИТЭ, 1964.
На фоне частого копирования западной техники ВНИИТЭ выделялся оригинальными разработками. Сотрудники института занимались не только проектированием и дизайном, но и тем, что сейчас назвали бы урбанистикой, — они думали о том, как подстроить технику под паттерны человеческого поведения, как внедрить в советское общество раздельный сбор мусора.
«СФИНКС» (СуперФункциональный ИНформационно-Коммуникационный комплекС) — проект устройства для «умного дома». Азрикан, Лысенко и другие, ВНИИТЭ, 1986
ВНИИТЭ брались как за портативную технику, так и за проектирование электропоездов, самосвалов, грузовиков, заводских станков. Характерная черта новой техники — геометризм, угловатость, сменившие округлый дизайн прошлых лет.
Также эра «хрущевок» дала нам узнаваемый стиль советской мебели, который сейчас называют «бабушкиным». В предыдущие десятилетия любые детали интерьера были дефицитом — в «служебных» домах ставили казенную мебель, многим людям приходилось искать и покупать старые, досоветские громоздкие шкафы и столы. В новые малометражные квартиры старая мебель просто не поместилась бы. В конце 50-х годов в свободной продаже начала появляться мебель нового времени — минималистичная, модульная, те самые советские «стенки» из ДСП.
Вместе с собственным дизайном советская промышленность приобрела и массовость — хоть и не во всех отраслях. В большом количестве выпускали фотоаппараты, переносные радиоприемники и другие портативные гаджеты для развивающегося внутреннего туризма, который воспели шестидесятники и фильм «3+2». «Зенит-Е», например, считается самой массовой малоформатной «зеркалкой» — КМЗ и БелОМО выпустили около 8 миллионов копий этого фотоаппарата.
ВНИИТЭ также занимался просвещением (выпускал учебники, методички, журнал «Техническая эстетика») и представлял СССР на зарубежных выставках и конкурсах, выполнял заказы на экспорт, создавал дизайн для международных мероприятий — например, для Олимпиады 1980 года.
Унифицированная, централизованная система разработки дизайна начала распадаться уже во время перестройки. В 1987 году были созданы региональные и республиканские отделения Союза Дизайнеров. В 1988 году в качестве альтернативы государственным структурам появились первые дизайн-студии. Спустя несколько лет распался СССР, образование свободного рынка и появление товаров от десятков и сотен компаний из разных стран положили конец советскому дизайну.

Жильё в СССР. Интерьер и быт.

Коммуналки

История коммуналок началась в тот момент, когда советская власть придумала подселять в большие многокомнатные квартиры среднего класса дореволюционной России пролетариат. В первые годы своего существования советская власть, обещавшая дать рабочим фабрики, убедилась, что она не в состоянии предоставить им даже отдельное жилье. Особенно актуальной проблема стала в крупных городах, население которых росло ударными.

Большевики со свойственной им склонностью к простым решениям нашли выход — они стали поселять в одну квартиру по нескольку семей, выделяя каждой отдельную комнату при общей кухне и санузле. Так был запущен процесс создания коммуналок. В квартиру, состоящую из нескольких комнат, заселялись совершенно разные люди, часто целые семьи. Соответственно у них было по комнате и общая кухня и санузел.

Соседи по коммунальным квартирам — люди разного социального статуса, жизненных интересов и привычек — жили в одном месте, переплетались судьбами, ссорились и мирились. «Взаимоотношения между жильцами коммуналки, как правило, складывались напряженные: бытовые трудности озлобляли людей, — пишет в своих воспоминаниях об Одессе писатель Лев Штерн. — Если иногда подолгу приходилось ждать очереди в туалет или к крану, трудно ожидать теплых взаимоотношений между соседями».

Как правило, коммуналки организовывались в доходных домах — многоэтажных зданиях царской постройки, возведенных к началу ХХ века в крупных городах. Уплотнять население этих «буржуйских» гнезд коммунисты брались сразу же, как только устанавливали контроль над городами. «Нужно произвести уплотнение жилищ, причем в виду недостатка в жилищах мы прибегнем к выселению тех элементов, пребывание которых не вызывается надобностью», — писала газета Киевский коммунист 19 февраля 1919 года, через две недели после второй попытки большевиков закрепиться в Киеве. От лица новой власти газеты сообщили читателям, что «бездельники, спекулянты, преступники, белогвардейцы и т. п. элементы, конечно, должны быть лишены квартир». Кроме того, в советских квартирах, как оказалось, не должно быть гостиных, залов и столовых. Кабинеты же большевики обещали оставить лишь тем, кому они требуются для работы — докторам, профессорам и ответственным работникам. Как правило, под новое начальство освобождали один-два этажа. Прежних жильцов и владельцев размещали в тех же зданиях, предлагая освободить отведенные для нужд правительства квадратные метра в течение 24 часов. Забрать с собой разрешалось лишь кровать и вещи первой необходимости.

Кадр из фильма «Собачье сердце»

Показательна картина К. С. Петрова-Водкина «Новоселье» (1918):

Здесь довольно подробно показано столкновение старого аристократического быта и переехавших в нетрадиционное для них жилище представителей трудящихся, новых хозяев жизни. Большая зала с паркетным полом, на котором новые жильцы расстелили деревенские дорожки, рядом с огромным зеркалом и развешанными на стенах масляными картинами в золоченых рамах, поставлены табуретки вперемешку с резными стульями. Предметы быта противоположных социальных слоев ведут свой немой диалог, вторящий реалиям социальной жизни.

Буквально через пару лет после того, как бывшие доходные дома получили новых жильцов — местечковых пролетариев, массово хлынувших после революции в крупные города, власти столкнулись с неожиданной проблемой: крепкое на вид жилье, возведенное из камня и кирпича, стало быстро приходить в негодность. Беднота, попавшая в «барские хоромы», не слишком ценила их, ведь многие новоиспеченные жильцы не просто получили жилье бесплатно, но и поначалу освобождались от внесения квартплаты. «Пролетариат» быстро прикончил канализацию, водопровод и печи. Во дворах стал скапливаться мусор, который никто не вывозил. И наступила разруха, совсем как по Булгакову.

То, что квартира коммунальная, было видно еще с порога — возле входной двери располагалось несколько кнопок звонков с фамилиями глав семей и указанием, сколько раз кому звонить. Во всех местах общего пользования — коридоре, кухне, ванной, туалете — также было несколько лампочек, по числу семей (никто не хотел платить за электроэнергию, использованную соседом). А в туалете у каждой было свое сиденье для унитаза, висевшее тут же на стене. Места общего пользования убирали по графику. Однако понятие чистоты было относительным, ведь у каждого из пользователей было о ней свое представление. Как следствие, неизменными спутниками коммуналок стал грибок и насекомые.

Это советское жилищное ноу-хау на долгие года определило не только быт граждан СССР, но и стало частью городской субкультуры. Жилье, задумывавшееся как временное, умудрилось пережить Союз.

Комната в коммунальной квартире, 1950-е

Действие некоторых советских фильмов происходит именно в коммунальных квартирах. Из самых известных: «Девушка без адреса», «Покровские ворота», «Пять вечеров».

Сталинские квартиры 1930-1950-х

После прекращения 15-летних экспериментов по созданию новой эстетики и новых форм общежития в СССР с начала 1930-х на два с лишним десятилетия установилась атмосфера консервативного традиционализма. Сначала это был «сталинский классицизм», который после войны перерос в «сталинский ампир», с тяжелыми, монументальными формами, мотивы которых брались нередко даже из древнеримского зодчества.

Основным типом советского жилья была объявлена индивидуальная комфортабельная квартира. Каменные, эклектически декорированные дома с богатыми по советским меркам квартирами (часто с комнатами для домработниц) строились на главных улицах городов. Дома эти строились с применением высококачественных материалов . Толстые стены, хорошая звукоизоляция вместе с высокими потолками и полным набором коммуникаций — живи и радуйся!

Интерьер квартиры в сталинской высотке, 1950 г.

Но для того чтобы получить такую квартиру в таком доме надо было быть в «обойме», или как это назовут позже входить в номенклатуру, быть видным представителем творческой или научной интеллигенции. Правда следует отметить что некоторое число простых граждан всё-таки получала квартиры в элитных домах.
Какими были квартиры 50-х многие хорошо представляют по фильмам тех лет или по собственным воспоминаниям (у бабушек и дедушек такие интерьеры нередко сохранялись до конца века).

Кадр из фильма «Добровольцы», 1958 г.

Кадры из фильма «Москва слезам не верит» , фильм вышел на экраны в 1979 году, но в нём точно, до мельчайших деталей передана атмосфера тех лет.

Прежде всего, это шикарная дубовая мебель, рассчитанная служить нескольким поколениям.

«В новой квартире» (снимок из журнала «Советский Союз» 1954 г.)

Хотя на снимке явно не рядовая квартира, такие буфеты были у многих обычных советских семей.

Кадры из фильма «Разные судьбы», 1956 г.

Те, кто был побогаче, заставляли коллекционным фарфором ленинградской фабрики.

В главной комнате чаще весел абажур, роскошная люстра на снимке выдаёт довольно высокое социальное положение хозяев.

Квартира представителя советской элиты — лауреата Нобелевской премии академика Н..Н. Семёнова, 1957 год

В таких семьях уже старались воспроизвести атмосферу дореволюционной гостиной с фортепьяно.
На полу — дубовый лакированный паркет.

Кадр из фильма «Разные судьбы»

Интерьеры сталинских квартир можно также увидеть на полотнах художников тех лет, написанных с теплотой и любовью:

Очень характерный абажур и кружевная скатерть на круглом столе.

Новогоднее застолье в семье ленинградского рабочего, 1955 г.

Сергей Михалков с сыном Никитой, 1952 г.

Настоящей роскошью для 50-х был собственный телефон в квартире.
Его установка была важным событием в жизни советской семьи.
На этом фото 1953 г. как раз запечатлён такой радостный момент в одной из московских квартир:

В середине 50-х в быт советской семьи постепенно стал входить телевизор, сразу заняввший почётное место в квартирах.

Фотограф Peter Bock-Schroeder, Москва, 1956

Кадр из фильма «Добровольцы»

В новом доме на Боровском шоссе, 1955 г.

В этой новой квартире интерьеры ещё дохрущёвские, с высокими потолками и солидной мебелью. Обратите внимание на любовь к круглым (раздвижным) столам, которые потом почему-то станут у нас редкостью.
Книжный шкаф на почётном месте — также очень типичная черта советского домашнего интерьера.

В конце 1950-х начнётся новая эра. Миллионы людей начнут переселятся в свои индивидуальные, пусть и совсем крохотные, квартиры-хрущёвки. Там будет уже совсем другая мебель.

Хрущёвка

1955-й был переломным годом, поскольку именно в этот год принято постановление об индустриальном домостроении, положившее начало эпохе хрущёвок. Но в 1955-м строили ещё «маленковки» с последними намёками на добротность и архитектурную эстетику «сталинок». Сталинок на всех хватить не могло, по определению…

Строительство домов — «хрущевок» было начато в 1959 году, а закончено в восьмидесятых. Обычно в квартирах таких домов находится от одной до четырех комнат, которым больше подошло бы название «клеток».
Но хрущевка, как её не ругай, стала первым в послереволюционные годы жилищем для народа.

Новоселье

В новой квартире. Кадровый рабочий завода «Красный Октябрь» Шубин А.И. Москва, Тушино, 1956 год

Картинка из букваря

На картинке идиллия: вечер, вся семья в сборе. В центре композиции отец после работы и ужина читает газету. Сыну разрешили пригласить друга и они играют в шашки. А все женщины трудятся: мама вышивает что-то , бабушка вяжет носки и даже дочь латает себе одежду. Типичные для начала 60-х мебель, телевизор, швейная машинка, люстра.

Мебель 60-х-70-х годов еще можно найти в старых квартирах , но большинство из нас не помнят, как выглядел настоящий среднестатистический интерьер квартиры конца 60-х – начала 70-х годов, еще до периода импортных стенок и нашей корпусной мебели. А, тем не менее, посмотреть на интерьеры этих квартир очень интересно. Вернемся на 40 лет в прошлое и посмотрим на типичную квартиру советской эпохи семьи со средним достатком. Заглянем в гостиную 60-х – 70-х годов. Итак, начнем с серванта, вошедшего в моду в 60-е и вытеснившего буфет.

Дизайн сервантов был одинаковый, его поверхность была полированной, согласно моде того времени, стёкла были раздвижные. И все они отличались одной особенностью – открыть стекло серванта было очень затруднительно. Служило данное чудо для хранения посуды и сувениров.

Обязательный атрибут советского серванта:

Или ещё вот такой милый набор, знаю что у многих он и сейчас хранится как семейная реликвия:

Кадр из фильма «Москва слезам не верит»

И снова слоники, когда-то они вовсю продавались в универмагах в отделах подарков или посуды.

От серванта бросаем свой взгляд на кресла и журнальный столик. Кресла, ну что можно о них сказать. Только то, что они были удобные, с обивкой частенько довольно ядовитых цветов – и взгляд радовали и комфорт создавали.

Учитывая, что в наших квартирах, тех лет, гостиная чаще всего была совмещена со спальней родителей, то во многих из них стояли трюмо. Незаменимый предмет интерьера, о котором мечтала каждая советская женщина. И сегодня еще многие помнят старую советскую мебель и даже до сих пор пользуются сервантами, шкафами и полками, сделанными в СССР. На фоне нынешнего изобилия эти полированные монстры кажутся еще уродливей и допотопней.

А вот изделия более давних эпох наоборот, привлекают проработкой деталей и высоким качеством материала…

Такие ковры часто вешали на стены гостиных, спален:

А вот так примерно выглядела кухня и никакой тебе мебели:

Новый год из 60-х

Барак

А сейчас давайте посмотрим как и в каких условиях проживало 80% населения СССР до начала хрущевской индустриализации строительства. И не надейтесь, это были не пафосные сталинки разных периодов, и не дома — комунны, да и старого фонда на всех не хватало , даже при учете расселения в коммунальных квартирах. Основой жилого фонда того времени был торфозасыпной барак..

Каждый из заводских поселков представлял собой несколько каменных зданий капитальной постройки и множество деревянных бараков, в которых и проживала подавляющая часть его жителей. Их массовая постройка началась одновременно со строительством новых и реконструкцией старых заводов в годы первой пятилетки. Барак — это быстро возводимое и дешевое жилье, построенное с пренебрежением к сроку службы и к удобствам, в большинстве случаев с общим коридором и печным отоплением.

Комната в одном из бараков Магнигорска

Водопровод и канализация в бараках отсутствовали, все эти «удобства», как говорится, находились во дворе барака. Барачное строительство рассматривалось как временная мера — рабочих новых гигантов индустрии и расширяющих производство старых заводов необходимо было срочно обеспечить хоть каким-то жильем. Бараки, как и общежития, делились на мужские, женские и на бараки семейного типа.

В этой музейной экспозиции воссоздана обстановка комнаты барака тех лет.

Для современного избалованного комфортом горожанина это жилье покажется совершенно неудовлетворительным, особенно учитывая, что бараки были перенаселены уже в 1930-е годы, а в суровые военные 1940-е ситуация еще больше ухудшилась в связи с эвакуацией. Барак не предполагал возможности уединиться, спокойно посидеть за столом с семьей или с ближайшими друзьями. Физическое пространство барака формировало особое социальное пространство и особых людей, это пространство населявших. Но даже такое жильё люди стремились обустроить наилучшим образом, насколько это возможно, и создать хоть какое-то подобие уюта.

Кадр из фильма «Девчата»

В Москве такие дома просуществовали до середины 70-х годов, а в более отдаленных городах в таких домах, основательно обветшавших, люди проживают до сих пор.

Новые квартиры 70-80-х

Дома – «брежневки» появились в Советском Союзе в семидесятых годах. Обычно их строили не в ширину, а в высоту. Обычная высота «брежневки» была от девяти до 16 этажей. Бывало, что даже возводились и более высокие дома.

Дома – «брежневки» в обязательном порядке оборудовали лифтом и мусоропроводом. Квартиры располагали в так называемых «карманах», в каждом таком «кармане» обычно было две квартиры. Первоначальное название «брежневок» было «квартиры улучшенной планировки». Конечно, по сравнению с «хрущевками» такие квартиры на самом деле имели улучшенную планировку, но если сравнить их с со «сталинками», то было вернее назвать их «ухудшенным вариантом». Размер кухни в таких квартира от семи до девяти квадратных метров, потолки гораздо ниже «сталинских», количество комнат может быть от одной до пяти.

Итак, заходя в типовую квартиру 70-х годов мы могли видеть интерьер, состоящий из дивана и «стенки», стоящие напротив, двух кресел и журнального столика, полированного стола – причем все расставлено у всех одинаково, т.к. планировка не оставляла простора для фантазии. Это означало Жизнь удалась..

Особенно ценились стенки импортные, из стран СЭВ разумеется. На стенку долго копили, записывались в очередь, долго ждали и наконец обретали вожделенные «»гэдээровские», чешские или румынские гарнитуры. Надо сказать, что цены на них были довольно внушительные и доходили до 1000 рублей при средней зарплате инженера 180-200 рублей. Во многих семьях покупка импортной мебели считалась очень хорошим и практичным вложением денег, покупали в наследство детям, то есть на века.

Эти стенки порой занимали чуть ли не полкомнаты, но не иметь ее было нельзя, ибо она из разряда корпусной мебели как-то незаметно перешла в разряд объекта престижа. Она заменила собой несколько видов мебели и дала толчок к появившейся моде на коллекционирование хрусталя, книг и пр. Чем-то же надо было заполнять полочки с красивыми стеклянными дверцами!

Все уважающие себя хозяйки обзаводились хрустальной посудой. Ни один званый обед не обходился без блистающего на свету хрустального бокала, хрустальной вазы или чаши. Кроме того, хрусталь считался идеальным вариантом вложения материальных средств.

Еще один обязательный предмет в интерьере тех лет — раздвижной полированный стол.

Безусловно, частью интерьера советской квартиры являлись ковры. Они составляли неразделимую пару с хрусталем. Кроме эстетического значения , ковер на стене имел и практическое. Он выполнял функцию звукоизоляции стен, а так же в некоторых случаях прикрывал дефекты стены.

Неизменный атрибут гостиной: трехъярусная люстра с пластмассовыми висюльками:

Большой популярностью пользовалась трансформирующаяся мебель с несколькими функциями. Трансформации чаще всего подвергались кровати, которые могли превратиться в кресла кровати, диваны -кровати, а также столы (тумба-стол, сервант-стол, туалетно-письменные столы и т. д.)

Для многих семей это было спасением. Иногда, гостиная комната вечером превращалась в спальню: диван-кровать, кресла-кровати. А утром комната вновь превращалась в гостиную.

Кадры из фильма «Москва слезам не верит». Такой интерьер в 80-е годы в СССР считался просто высшим пилотажем.

А такой интерьер как в квартире Самохвалова в фильме «Служебный роман» также являлся предметом зависти простых советских граждан.

На сегодняшний день мнения о советской мебели неоднозначны, хотя многие продолжают пользоваться сервантами, шкафами и полками, сделанными в СССР. Одни говорят о высоком качестве и эргономичности, другие- о грубом исполнении и абсолютном отсутствии эстетических качеств. Но Советский Союз –это наше прошлое, которое останется неизменным независимо от того, как мы к нему будем сегодня относиться. А через пятьдесят лет наши нынешние дома так же будут объектом любопытства будущих поколений с неизбежной оценкой «за» и «против». Но этот этап необходим для нашего будущего, так же как и прошлая эстетика советской квартиры была необходима для восприятия нашего настоящего.

Интерьер 80-х

Вспомним детали, из которых состоял советский интерьер 1980-х!
Альбом
Имеется в виду не тот «уездной барышни альбом», в котором гостей заставляли писать стихи и рисовать картинки. Мы говорим об альбоме с фото: непременно с плюшевой обложкой, зеленой или малиновой, с толстыми картонными страницами. Уголки фотографий вставлялись в прорези. «Вот это мы в Алупке. А это на даче. А это Ниночка идет первый раз в первый класс. А это мы в ателье снимались». Иногда попадались фотографии с похорон бабушки, но эти пост-мортале никого не смущали.

Библиотека
В те времена тотального дефицита книга была не только источником знаний! Подобранные по цвету корешки подписных изданий классиков очень украшали венгерскую «стенку». Томик детективного романа, полученного в обмен на макулатуру — богатый подарок. Кроме того, книги были серьезным капиталовложением. Проданный в черный день томик Стругацких мог кормить семью неделю!
Домашние заготовки
Дачи были у многих, а вот кладовые в городских квартирах чаще всего не предусматривались. Банки с законсервированными дарами природы хранили кто как мог — и под кухонными столами, и на подоконниках, и у балконной двери. Это очень разнообразило интерьер, а чулок с луком на шкафу в спальне вносил дразнящую нотку в общую атмосферу. Подготовленные к зиме граждане спокойно смотрели по телевизору концерт ко Дню милиции.
Дерево
«Как он комнату себе оборудовал — картина! И ковер у него, и мебель тоже вся новенькая! И деревом так все, деревом… Девчата на деревяшки хорошо идут», — говорил один из героев фильма «Старый новый год». Кстати, если кто интересуется аутентичными интерьерами 80-х, то фильм стоит посмотреть. Стиль ля рюсс нравился советской богеме: деревянные скамейки и ложки в кухнях, обои «под дерево», палехская, городецкая и хохломская роспись. Выходило пестровато, зато как артистично! А забегающие «на деревяшки» девчата могли сшить красные в горошек занавески — это настоящий шик.
Ковер
Совершенно необходимый предмет в геополитической обстановке 80-х. Обеспечивал тепло- и звукоизоляцию квартир. В моде были ковры с коротким ворсом и геометрическими узорами. Цветы, олени и сцена похищения невесты считались устаревшими сюжетами, больше пригодными для деревенских и дачных домиков. Даже у современной молодежи, избалованной теплыми полами, сохранился пиетет перед ковром — его величают «Его Ворсейшество» и охотно фотографируются на фоне.
Люстра
В спальне допустим абажур, на кухне — плафон из матового стекла, но в «зале» — только люстра, и чтоб каскадом, каскадом! Так она и называлась — «Каскад». Подвески у нее были поддельного хрусталя, но и цена не кусалась. Конечно, постояв в очереди к магазину «Власта» (Москва), можно было заиметь и чешскую. Но и на поддельном хрустале, и на богемском пыль скапливалась одинаково, а «висюльки» приходилось мыть по одной в теплой воде с добавлением нашатыря.
Магнитная запись звука и видео
В 1984 году начал выпускаться первый советский кассетный видеомагнитофон «Электроника ВМ-12». У него не было пульта, он часто зажевывал пленку и стоил полторы тысячи советских рублей, но японские вообще обходились по цене автомобиля (и, конечно, не продавались в СССР), так что выбирать не приходилось. Кассеты формата VHS тоже доставались не без труда. Народ любил боевики с Брюсом Ли и Шварценеггером, ужастики «Пятница, 13-е» и «Полтергейст». Отдельной строкой шла «Эммануэль», говорившая гнусавым голосом Володарского — впрочем, как все киногерои той эпохи.
Но если видеомагнитофон был доступен не каждой семье, то уж кассетник был вполне обычной деталью быта. «Электроника», «Весна», «Десна», «Томь», «Элегия»… Двухкассетники «Шарп» занимали почетное стационарное место на «стенке», а отечественные покупались в подарок детям, и их дозволялось выносить из дома.
Ремонт
Буро-зеленая краска на стенах кухни и санузла. Откуда брали такую? Но и она была дефицитом, потому что на уровне глаз краска заканчивалась и начиналась побелка. Потолок тоже белили — умельцы как-то приспосабливали пылесос. На полу лежали доски, поверх хозяева кидали толстый линолеум.
Сервант
Непременно полированный, на тонких ножках, с застекленной верхней частью. За стекло ставили сервиз, рюмки, хрустальные вазы, фарфоровых зверушек и фотографии любимых родственников. Конечно, места для всего этого в серванте не хватало, поэтому скоро они остались у самых инертных граждан, а остальные обзавелись «стенками».
Стенка
Этот предмет вряд ли скоро покинет постсоветские квартиры. В «стенках» ценилась вместительность — в них хранили одежду, обувь, бытовые приборы, посуду, книги. Но важнее была красота. Красивыми считались импортные. Югославская «Спектр» с инкрустациями, румынская «Мираж», покрытая вишневым лаком, солидный «Бастей» под дуб импортировали из ГДР. Зеркальные бары сверкали, и даже отечественная ликеро-водочная продукция выглядела в них очень прилично. А если уж кто-нибудь привозил из-за границы бутылочку синего кюрасао или зеленого шартреза… Глаз не отвести!
Трельяж
Зеркало на низкой тумбе с двумя дополнительными зеркальными створками. Очень удобная штука, позволял красавицам рассмотреть себя с любого ракурса. Перед зеркалом ставили флаконы с духами и флаконы из-под духов — если было чем похвастаться. Из-за конструкции тумбы сидеть перед ним было неудобно, поэтому женщины красились стоя.
Фарфор и хрусталь
Тяжелые как снаряды для танковой пушки салатники — для оливье с дефицитным зеленым горошком и майонезом, для простецкого винегрета, для изысканной «мимозы». В глубокие ладьи насыпали шоколадные конфеты. В плоские — укладывали селедочку, сверху лук полукольцами. Для икры полагались особые бочоночки. Для торта — плоское блюдо и лопаточка с витой ручкой. Стопки под водку, бокалы под вино, они же под «Советское» шампанское. В зажиточных домах даже пепельницы были хрустальными. В их искрах и стрелах дико выглядели «беломорины». Хозяйки вожделели сервиз «Мадонна» с перламутровыми переливами производства ГДР, но и советский фарфор был очень хорош, хоть и не так игрив в смысле сюжета.
Фотообои
Казалось бы, прекрасный и недорогой способ освежить интерьер однотипных хрущевок. Но почему же так беден был выбор! Все говорят, что помнят одни только березки. Но так ли это было плохо? Перед сном смотришь, не отрываясь: тропинка в солнечных зайчиках ведет тебя по светлой роще, оттуда слышатся голоса и смех друзей…
Ковры мы вынесли на помойку, хрусталь раздали в добрые руки, в бабушкиных квартирах учинили евроремонт и хайтек, и детство наше ушло в нарисованную на обоях березовую рощу. Не вернуть.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх