Buig

Специалисты широкого профиля

Что происходит с растениями осенью?

Осень в жизни растений

Урок: Осень в жизни растений

1. Неживая природа осенью

Давайте вспомним, какие изменения происходят осенью в неживой природе. Дни становятся короче, температура воздуха падает, чаще дует холодный ветер, небо затягивает холодными тучами, идут затяжные дожди. Все эти изменения влияют и на неживую природу. Что же происходит в жизни растений осенью? Они готовятся к зиме.

Пришла без красок и кисти,

И разукрасила все листья.

2. Причина смены окраса листьев осенью

Так говорят об осени. Приход осени сопровождается сменой окраски листьев. Почему это происходит? В листе содержится красящее вещество зеленого, красного и желтого цвета. Летом, когда много солнечного света зеленое вещество заглушает все остальные оттенки. Осенью дни становится короче, и растения получают мало света, зеленое вещество не успевает восстановиться, листья начинают окрашиваться по-разному. Красный, оранжевый, желтый цвета у рябины, клена, осины. Желтеют липы, березы, каштаны. Желто-коричневая листва – у дуба. Вся земля покрывается разноцветным ковром. Недаром осень называют художницей.

Но не все растения меняют окраску: сирень, и ольха остаются зелеными до первого снега. В листьях этих растений нет других красящих веществ, кроме зеленого.

Красоту осенней природы изобразил на свой картине «Золотая осень» великий русский художник И.И. Левитан.

Рис. 1 (Источник)

3. Хвойные деревья осенью

Давайте узнаем, что происходит осенью с хвойными деревьями. Лиственница пожелтела и сбросила листву. Ели и сосны стоят зеленые, листочкам-хвоинкам морозы не страшны. Каждая хвоинка покрыта восковым налетом. Листья-иголки маленькие и узкие, поэтому влаги испаряется меньше, чем у лиственных деревьев. Хвойным деревьям зимняя засуха не страшна. Но все же листопад есть и у хвойных деревьев. Только мы его не замечаем, потому что хвоинки опадают понемногу.

Рис. 3. Лиственница (Источник)

Это явление встречается у осины, тополя, дуба и ивы. Эти деревья не только сбрасывают свою листву, но и избавляются от лишних веток, чтобы зимой меньше растрачивать питательные вещества. Этот процесс называется ветвепад.

4. Листопад

Второе изменение в жизни растений – это листопад. Листопад – это процесс сбрасывания листвы. Деревья и кустарник сбрасывают листву не случайно – это защита от зимней стужи. Листья испаряют воду, летом воды в почве много. А вот зимой из промерзшей почвы много воды не получишь. Дерево просто погибнет от засухи. Вот поэтому растения, деревья и кустарники, сбрасывают свою листву. Весной снова появятся новые листья. Это продолжается из года в год.

Рис. 2 (Источник)

А еще листья зимой могли бы навредить дереву, давайте узнаем как. Под тяжестью снега иногда ломаются даже толстые ветки. А представьте себе, что было бы с деревом, если бы на ветках остались толстые листья.

Лиственные деревья и кустарники сбрасывают листву ежегодно. Этот процесс растения выработали на протяжении многих тысяч лет.

5. Травянистые растения осенью

Травянистые растения осенью тоже меняют цвет. Вянут и отмирают, оставив плоды с семенами. У многолетних растений в земле остаются зимовать корни.

Рис. 4 (Источник)

6. Итоги урока

На следующем уроке будет рассмотрена тема «Ягодные растения. Разнообразие садовых и лесных ягод». На нем будет рассказано о том, в результате чего и у каких растений появляются ягоды, как они подразделяются между собой, какие ягоды можно встретить в саду и в лесу.

Список рекомендованной литературы

1. Самкова В.А., Романова Н.И. Окружающий мир 1. – М.: Русское слово.

2. Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир 1. – М.: Просвещение.

3. Гин А.А., Фаер С.А., Андржеевская И.Ю. Окружающий мир 1. – М.: ВИТА-ПРЕСС.

Рекомендованные ссылки на ресурсы интернет

1. Социальная сеть работников образования (Источник).

2. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» (Источник).

3. Сетевые образовательные сообщества (Источник).

Рекомендованное домашнее задание

1. Охарактеризуйте лиственные деревья осенью. Какой у них внешний вид осенью? Какого цвета у них листья?

2. Охарактеризуйте хвойные деревья осенью. Какой у них внешний вид осенью?

3. Что происходит осенью с травянистыми растениями.

4. * Нарисуй то, что ты себе представил, когда слушал это стихотворение.

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца,

И Осень тихою вдовой

Вступает в пестрый терем свой…

Осенние изменения в живой природе

Здравствуйте, ребята. Вы помните меня? Я Полина, лесная фея.

Прошлый раз я рассказывала вам об осенних изменениях в неживой природе. А сегодня мы с вами понаблюдаем за живой природой и поговорим о том, как изменяется жизнь растений и животных осенью. А поможет мне в этом моё волшебное зеркало. Давайте зайдём ко мне в гости.

Изменения в жизни растений осенью

Слово осень в нашем сознании прочно ассоциируется с золотой порой листопада. Поэтому сначала понаблюдаем за миром растений.

У каждого дерева свой наряд осенью. Например, у берёзы листья осенью становятся золотисто-желтыми, у рябины — красновато-бурыми, у бересклета — розовыми, а у клёна — и вовсе окрашиваются в несколько цветов.

А вот хвоинки ели и сосны не изменяют окраску.

А почему листья изменяют свою окраску? Лист зелен потому, что в нём есть зелёное красящее вещество — хлорофилл.

Это вещество легко разрушается. Но летом оно быстро восстанавливается, и листья остаются свежими и зелёными. Окраска листа не меняется, так как образование красящего вещества не отстаёт от его разрушения. Но вот дни убывают. Света становится всё меньше и меньше. Зёрна хлорофилла продолжают всё также быстро, как и летом, разрушаться, а новые образуются медленнее, их становится меньше, лист бледнеет. Но в клетках листа есть и другие красящие вещества — жёлтые или красные, и теперь, когда зелёное красящее вещество постепенно разрушается, они выступают ярче. Листья желтеют или становятся багряными.

Вслед за изменением окраски листьев начинается листопад.

Ребята, а задумывались ли вы, почему у деревьев и кустарников опадают листья. Осенью световой день уменьшается. Земле достаётся меньше тепла. Почва охлаждается, а вместе с ней и почвенная влага. В охлаждённой почве резко уменьшается всасывание воды корнями, листья же продолжают её испарять. Значит, осенний листопад помогает растению выжить. Кроме того, учёные установили, что в листьях постепенно накапливаются вредные для растения вещества. Да и оставшиеся на зиму листья послужили бы для растений источником бедствия: ветви ломались бы от снега.

А почему хвойные растения не сбрасывают свой наряд?

Хвоинки этих деревьев покрыты толстой кожицей. Они испаряют влаги гораздо меньше, чем широкие листья лиственных деревьев. Вот почему хвойным деревьям почти не грозит опасность засохнуть, когда корни будут доставлять из охлажденной почвы мало воды. Кроме этого, на узкой игольчатой хвое снег не может удерживаться так, как он удерживался бы на широких пластинах лиственных деревьев.

А что же происходит с животным миром осенью?

Осенью насекомые прячутся в трещинах коры деревьев, под опавшие листья и впадают в оцепенение. Так они защищаются от холода. Пчёлы и осы делают запасы мёда на зиму.

Рыбы к зиме уходят на глубину водоёма и собираются в местах, благоприятных для зимовки. Так ведут себя карась, лещ, сазан и другие рыбы. При понижении температуры рыбы становятся малоподвижными.

У птиц тоже много забот осенью.

Корма для птиц становится всё меньше и меньше. Сначала пропадают насекомые, постепенно увядают растения, уменьшается количество плодов и семян.

Оседлые птицы, те, которые живут весь год в одной местности (воробьи, сороки, галки, синицы, поползни, сойки), готовясь к зиме, усиленно питаются и накапливают жир. Так они приспосабливаются к зимним холодам.

Некоторые птицы собирают запасы корма. Сойка запасает жёлуди. Одна сойка запасает до 4 кг жёлудей, складывая их кучками под корнями деревьев, ближе к стволу, где пласт снега зимой не такой толстый. Спрятав запасы, птицы не всегда успевают их использовать. Поэтому часть плодов прорастает. Таким образом птицы сеют лес. Поползни закладывают в трещины коры деревьев семена клёна и липы. Синицы запасают насекомых и их личинки, а также семена ели и сосны.

Многие птицы начинают собираться в стаи, а затем летят в тёплые края. Это перелётные птицы. Сначала улетают те, которые питаются насекомыми (ласточки, стрижи, соловьи). Позднее всех улетают утки, гуси, журавли. Они живут у нас до тех пор, пока не замёрзнут водоёмы.

Перелётные птицы преодолевают огромные расстояния, летят иногда без отдыха целый день и ночь и очень устают. Многие птицы гибнут во время перелёта, попадая в бурю или ураган. Поэтому не надо пугать птиц, разгонять стаю, опустившуюся на поле для поисков пищи или отдыхающую на деревьях.

Кочующие птицы (снегири, свиристели, чечётки)не имеют постоянных мест зимовок. Соединяясь в стаи они улетают на небольшие расстояния в места, более богатые кормом.

Звери осенью тоже готовятся к зиме.

Многие животные запасают корм. Мыши собирают семена растений, орехи, жёлуди и складывают их в специальные камеры нор, под корни деревьев. Бобры делают запасы в виде веток деревьев и кустарников, которые складывают около жилища. Бурундуки запасают семена и кедровые орешки. Белки хранят собранные орехи и жёлуди в дуплах или пространствах между корнями деревьев, сушат грибы на деревьях. Запасают корм барсуки и другие звери.

Некоторые звери осенью усиленно питаются и накапливают жир. Жир — это тоже своеобразный запас пищи, он поможет перенести суровую зиму. К таким животным относится медведь. Летом и вначале осени для него много еды: созрели ягоды и другие плоды, стали сочными корни растений, всюду много насекомых, особенно медведь любит муравьёв, с большим удовольствием он ест рыбу, мёд диких пчёл и ос, обсасывает зёрна овса. Медведь усиленно питается и сильно жиреет. А уже после листопада у растений медведи устраивают берлогу. Забрался мишка в берлогу, припал к лапе и — на боковую. Будет всю зиму видеть сны, слушать, как скрипят над берлогою высокие ели.

Сильно жиреет и барсук. Так, например, барсуки к осени увеличивают свою массу на 4-6 кг.

Усиленно питается и ёж. Подбирает жуков, улиток, лакомится ягодами и упавшими плодам, ловит мышей, лягушек, ужей. Даже на змей нападает! Ощетинив на голове иглы, еж смело бросается в атаку, а потом, сопя и фырча, расправляется с добычей.

— Осенью все звери как бы «переодеваются» — линяют. Линька у зверей — это постепенная смена шерсти. Вместе негустой летней шерсти вырастает новая — густая и пушистая, которая согревает с наступлением холодного времени. А у некоторых животных – зайца, белки, песца – изменяется и её окраска. Шерсть у белки становится серой, у зайца — белой, у песца – белой или серо-голубой.

—Вот какие изменения происходят осенью в жизни животных и растений.

— А сейчас давайте повторим.

Осенью у растений изменяется окраска листьев. Начинается листопад.

Жизнь животных осенью тоже претерпевает изменения.

Насекомые прячутся в трещинах коры деревьев, под опавшие листья и впадают в оцепенение.

Рыбы уходят в глубину водоёма и собираются в местах, благоприятных для зимовки.

Оседлые птицы усиленно питаются и накапливают жир. А некоторые (сойка, поползень, синица) делают запасы на зиму. Перелётные птицы (стрижи, ласточки, соловьи, гуси, утки, журавли) собираются в стаи и улетают в тёплые страны. Кочующие птицы (снегири, свиристели, чечётки, клесты) улетают на небольшие расстояния в места, более богатые кормом.

Звери осенью тоже готовятся к зиме: запасают корм, усиленно питаются и накапливают жир, линяют (шерсть у них становится густой и пушистой, а у некоторых зверей меняется цвет шерсти).

— Нам пора прощаться. До свидания.

Осеннее цветение плодовых растений — причины и последствия

На дворе – осень, а это значит – природа готовится ко сну. С деревьев облетает листва. Птицы улетают на юг. Но что это – зацветает сирень? Распустились свечки каштана? На яблоне набухли цветочные почки, покрылись цветом кусты терна, на газонах подмигивает голубыми огоньками вероника?.. Несвоевременное цветение растений всегда удивляет и вызывает много вопросов: почему это происходит, какие несет последствия, как с этим бороться? А иногда и пугает: ведь все, что остается без объяснения, ведет к тревогам и суевериям. Но, на самом деле, ученые много лет, и не безуспешно, изучают причины и последствия столь странного явления. Давайте разберемся в нем и мы.

Особенности и причины несвоевременного цветения плодовых культур

Цветение растений в осеннее, а иногда и в зимнее, поздневесеннее или даже позднелетнее время встречается в умеренной климатической зоне достаточно часто. В отдельные годы оно несет в себе более массовый характер, в другие – менее заметно. Но может теоретически повторяться от двух до четырех раз за сезон вегетации.

При этом несвоевременное цветение чаще наблюдается на культурах из семейства розоцветные. В него входят знакомые всем нам косточковые – слива, терн, черешня, вишня, черемуха; семечковые – яблоня, груша, рябина, ирга, боярышник; и часть ягодных культур – ежевика, земляника и малина одноразового плодоношения. Но бывает оно и на орехоплодных, и на декоративных растениях, у многих видов однолетников и на двулетних травянистых растениях.

С чем связан данный феномен? Сразу с множеством факторов:

  • Резким перепадом между засушливой и затем – влажной теплой погодой;
  • Воздействием на растения газами;
  • Степенью интенсивности прямой солнечной инсоляции;
  • Скачком температур в сторону понижения, а потом устойчиво теплой погодой;
  • Воздействием ядовитых веществ;
  • Сильным повреждением насекомыми, животными или механическими надломами.

Однако замечено, что осеннее цветение деревьев и кустарников не бывает в пасмурную осень и не наступает позже начальной стадии органического покоя почек.

Отдельной причиной выступает сорт. Если в сортовые особенности культуры входит короткий вегетационный период (данной особенностью отличаются северные сорта), растение начинает цвести в осенние сроки из-за длительного периода тепла, особенно, если перед этим было значительное похолодание.

Так часто происходит с жимолостью, имеющей северное происхождение. К концу августа у культуры полностью завершается период формирования цветковых почек и, если условия позволяют, она начинает цвести. Причем, чем теплее, тем интенсивнее ее цветение.

Осеннее цветение тёрна.

Сущность и последствия осеннего цветения

Цветочная почка у плодовых растений формируется почти год. В зависимости от культуры и условий внешней среды, это около 300 дней, захватывая лето, осень, зиму и раннюю весну. Однако, при стечении определенных обстоятельств – избытка питания в сочетании с высокими температурами в период формирования цветков – этот процесс ускоряется в разы и может занять всего около двух месяцев (60 дней).

В чем заключается биологическое значение данного явления, до сих пор неизвестно. Однако понятно, что последствиями осеннего цветения, является частичная потеря урожая следующего года. Попросту говоря, то, что должно было расцвести весной, отцвело еще до зимы, а новые почки за зимний период из-за неподходящих условий сформироваться не успеют.

Кроме того, во время цветения растения расходуют запасы продуктов фотосинтеза, что снижает их зимостойкость и морозостойкость. Поэтому не стоит удивляться, что в суровые зимы они повреждаются морозами.

Что делать с распустившимися не вовремя цветами?

Учитывая, что многолетние культуры расходуют энергию на процесс пусть и небольшого, но цветения, готовящиеся к роспуску цветочные почки, при их обнаружении, нужно оборвать. Особенно, если они появились на молодых растениях.

Как предупредить осеннее цветение садовых культур?

Ускоренное развитие цветочной почки происходит, в основном, в условиях засушливого лета (стресс подавляет ростовые процессы побегов и ускоряет развитие тканей цветочных почек) в сочетании с последующим резким увлажнением (обильными осадками или поливами) при подходящем температурном режиме.

Поэтому предупредить осеннее цветение позволяет своевременный комплексный уход за садом в течение лета и ранней осени – регулярные поливы и борьба с вредителями. А также выбор соответствующих климатической зоне сортов, период развития которых укладывается в условия региона.

Осенний цветок фиалки лесной.

Еще немного о несвоевременном цветении

Несвоевременное поздневесеннее или летнее цветение

Бывает, что цветение наступает позже привычных весенних сроков, с задержкой от нескольких дней до нескольких недель. А иногда цветы можно увидеть на деревьях и в середине-конце лета. В чем причина данного явления?

Цветение деревьев и кустарников в несвойственные им поздневесенние сроки не бывает массовым и отмечается роспуском лишь нескольких цветков. Связано оно с запоздалым развитием отдельных цветочных почек в результате недостатка питания, холодной осени, подмерзания побегов или каких-либо других стрессов.

Цветение в конце лета чаще можно увидеть на приростах текущего года. Встречается оно на скороплодных сортах. Провоцирует его ранняя теплая весна в сочетании с последующим солнечным, жарким летом: деревья и кустарники рано вступают в фазу развития, быстро формируют прирост и успевают пройти стадию формирования цветочных почек еще до начала осени, что при благоприятных условиях и выливается потом в несвоевременное цветение.

Зимнее цветение

Преждевременное цветение в зимние сроки – январь, февраль – можно увидеть исключительно на юге. На Кавказе, в Крыму в эти месяцы нередко температура скачет до высоких отметок (+17…+24 °С) и держится достаточно долго, пробуждая почки к цветению. В такие периоды успевает зацвести черный абрикос, миндаль, алыча. Но, к сожалению, возвращающиеся холода не дают им возможности завязать плоды.

Однолетники и двулетники

А что же с травянистыми растениями? Несвоевременное цветение свойственно и им. Однолетники в теплую осень часто распускаются за счет пробуждения спящих почек. А вот многолетники цветут после кратковременного понижения температур, успевая пройти в сжатые сроки яровизацию.

Таким образом, процесс вторичного, или повторного цветения – явление не такое уж уникальное, и не необъяснимое. Да, оно каждый раз удивляет, и даже несколько настораживает. Но учитывая, что не в свои сроки распускается обычно не более 1% цветочных почек, особого ущерба урожаю или декоративности растений оно не приносит. Поэтому не стоит его бояться. И, если есть возможность, следует помогать своему саду правильно готовиться к зиме.

Урок-презентация «Осенние изменения в жизни растений. Листопад»

Урок биологии в 6-м классе по теме «Осенние изменения в жизни растений,листопад». учитель ХрящеваТ. А.

Тема: «Осенние изменения в жизни растений, листопад»

Цель урока: расширение и углубление знаний учащихся о процессах протекающих с наступлением осени у растений; о листопаде как приспособлении растений к неблагоприятным условиям.

Задачи урока:

  • Расширение знаний о листопаде как процессе выделения у растений.
  • Развитие коммуникативных умений и умений работать в группе.
  • Воспитание любви к окружающей природе.
  • Отработка навыков составления японского стиха синквейн.

Оборудование: репродукции картин осени, работы обучающихся, листья из бумаги.

ТСО: гербарии листьев, репродукции осени, бумага, учебники, видеофильм «Жизнь растений», презентация по теме «Листопад», мультимедийный проектор.

/data/files/b1474900000.pptx

Задачи урока:

  • расширение знаний о листопаде;
  • систематизирование творческой активности, создание условий для ее проявления
  • развитие коммуникативных умений;
  • формирование рефлексивных качеств (самоанализ, самокоррекция);
  • формирование умений выделять главную мысль, устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать;
  • формирование навыков работы в группе.

Ход урока

Вступительное слово учителя.

Сегодня мы проводим необычное занятие. Давайте вспомним, как выглядит природа

в период ,многими любимый.

(Звучит музыка. На экране кадры фильма «Входим в осень»

Кто скажет в какое время года сняли фильм?

А какое время года сейчас на дворе?Эта тема часто звучит в песнях стихах прозе

Как описывают поэты это время года?

Учащиеся читают стихи:

А. С. Пушкин
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.

Алексей Плещеев

Скучная картина!
Тучи без конца,
Дождик так и льется,
Лужи у крыльца…
Чахлая рябина
Мокнет под окном,
Смотрит деревушка
Сереньким пятном.
Что ты рано в гости,
Осень, к нам пришла?
Еще просит сердце
Света и тепла!….

Славная осень

Николай Некрасов
Славная осень! Здоровый, ядрёный
Воздух усталые силы бодрит;
Лед неокрепший на речке студеной
Словно как тающий сахар лежит;
Около леса, как в мягкой постели,
Выспаться можно — покой и простор!
Листья поблекнуть еще не успели,
Желты и свежи лежат, как ковер.

Последний лист на ветке голой
Серьгою бронзовой повис
И ждет, когда зимой суровой
Его сорвет и бросит вниз
Упрямый лист, и над тобою
Закон суровый в мире есть:
Что отцвело своей весною,
Тому еще не раз зацвесть.
(М. Ковалевский)

Учитель: Такими словами поэты воспевают осень: рябины пламень, пламенеющие осины, бронзовые серьги, желтая резьба. Уже в конце августа наступает расцвечивание листьев, в сентябре оно нарастает, а к концу сентября достигает максимума – начало осени переходит в золотую осень.(cлайды на тему осени).

А какие у вас возникают ассоциации со словом осень (листопад,дожди,тучи)?

А знаете ли вы,что деревья имеют разную окраску осенью

Демонстрация гербариев для показа

Каждая порода деревьев имеет свою осеннюю раскраску листьев: светло-желтую – клены, грабы и березы; буровато-желтую – дубы; пунцово-красную – вишня, рябина, барбарис; пурпуровую – черемуха; фиолетовую – бирючина, бересклет; оранжевую – осина; мутно-буро-зеленую – ольха.

К 30 сентября отмечается полная осенняя раскраска листьев клена остролистного, у черемухи обыкновенной, липы, осины. Спустя 5–10 дней осеннюю окраску принимают березы, рябина обыкновенная, дуб черешчатый. Еще через день-два полностью окрашивается в желтый цвет хвоя лиственницы сибирской, затем примерно через 2 недели – лиственницы европейской. Травянистые растения также приобретают красные, фиолетовые и желтые тона и оттенки – всюду виден яркий прощальный наряд. На багряном фоне листопадных растений ярко выделяются зеленые сосны, ели, пихты, можжевельники.

В октябре проходит листопад у березы бородавчатой, сбрасывают последние листья липа мелколистная и клен остролистный. Через 3–7 дней после конца листопада у березы бородавчатой это явление наступает у рябины обыкновенной и заканчивается хвоепад у лиственницы сибирской. Несколько позже сбрасывает хвою лиственница европейская.

Как вы думаете:о каком явлении мы сейчас говорим? (листопад )

II. Тма нашего урока: листопад.

1. Существует ряд примет, связанных с листопадом. Назовем их.

Если листья березы осенью начнут желтеть с верхушки, то следующая весна будет ранняя, а если снизу – то поздняя. (слайды)

Листья осины лежат на земле кверху лицом – зима будет холодная, кверху изнанкой – теплая.

Прежде времени лист опадает – к долгой зиме.

Пока лист с вишневых деревьев не опал, сколько бы снегу не выпало, оттепель его сгонит.

Запишем на доске ваши ассоциации, связанные с осенью и листопадом: холод, ветер, грусть, Пушкин, желтый и т.д. Систематизируем собранный материал, составим схему – кластер:

погода

люди

лист

Листопад

деревья
вечнозеленые, листопадные

чувства

2. Почему листья меняют цвет? Самостоятельная работа с текстом.

Работа с текстом параграфа. Прочитайте текст и найдите ответ на вопросы

Ученик: При понижении температуры воздуха и уменьшении световой части дня начинается разрушение хлорофилла. При этом проявляются другие пигмента (желтого и оранжевого цвета) – ксантофилл и каротин. В клеточном соке некоторых растений накапливается антоциан, который является признаком прекращения поступления веществ в лист и его отмирание. Этот пигмент меняет свой цвет в зависимости от реакции клеточного сока: кислая среда определяет красную и малиновую окраски, нейтральная – фиолетовую, щелочная – синюю. При этом возможны и все оттенки переходов.

Учитель: Почему листья падают?

Между листом и стеблем образуется особый отделяющий слой (пробковый). Клетки этого слоя легко теряют между собой связь и лист отрываетсяУчитель: Назовем и запишем те процессы, которые сопровождают листопад. Ученики:

– Лист накапливает ненужные вещества.

– Лист меняет цвет.

– Лист падает.

– Между листом и стеблем образуется пробковый слой.

– Лист отрывается.

– В листьях разрушается хлорофилл.

– Лист становится бурым.

III. Закрепление материала

1. Учитель: разместите в данном перечне элементы в порядке протекания процессов. Проверим– В листьях разрушается хлорофилл.

– Лист меняет цвет.

– Лист накапливает ненужные вещества.

– Между листом и стеблем образуется пробковый слой.

– Лист становится бурым.

– Лист отрывается.

– Лист падает.

2. Работа с материалом.

Беседа по поставленным знакам.

Учитель: Ответьте на вопрос – какое значение имеет листопад для растений?

Ученик: Листопад позволяет растению экономить воду, растение использует листья в качестве контейнера для удаления ненужных веществ, предотвращается обламывание ветвей зимой под тяжестью снега.

Учитель: Заключением этого этапа станет знакомство с вашими проектами. При защите работы можно задавать вопросы.

IV. Защита проектов.

Творческое задание

Учитель: А сейчас составим синквейн на предложенных резных листочках, которые прикрепим к изображенному на листе ватмана дереву на доске. Правила составления синквейна. (учитель раздает каждому )

На первой строчке записывается одно слово — существительное. Это тема синквейна — листопад.

На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.

На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.

На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого высказывается свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная фраза в контексте с темы.

Последняя строчка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение.

Листопад

Прекрасный, оберегающий.
Отрывается, кружится, падает,
Растение готовится к зиме.
Лист(слайд )

Выполнение работы: составление синквейна и запись его на нарезанной в форме листьев клена бумаге.(слайд)

Учащиеся зачитывают составленные синквейны и прикрепляют листочки на рисунок дерева на доске. Во время выполнения работы звучит музыка Шопен «Осень»

Заключительное слово учителя: Сегодня мы обратили внимание на осеннее явление природы – листопад. Рассмотрели его физиологические основы и определили биологическое значение

Теме листопад и осени посвящали свои работы выдающиеся художники и композиторы,поэты предлагаю вашему вниманию картины известных художников,основная тема-осень.(слайд презент)

Просмотр водеофильма и картин об осени(слайды презентации)

V. Итог урока:учитель благодарит ребят за урок и подготовку,оценивание работ учеников,задание д/з,выставление оценок.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх