Buig

Специалисты широкого профиля

Человек любящий симметрию

Мозг и порядок: почему мы любим организованность?

Вы замечали, что после уборки в комнате вам становится очень приятно в ней находиться? Или ловили себя на том, что уже несколько минут бесцельно рассматриваете красивую картинку в интернете, на которой ровными рядами разложены по цвету носки? Все это — проявление страсти нашего мозга к упорядоченности и симметрии. Почему ему это так нравится, откуда это взялось и каковы патологические проявления этой склонности?

Связь симметрии с красотой

Наш мозг правда любит все симметричное. Это отражается даже на процессе полового отбора: нам кажутся привлекательнее люди с наиболее симметричными лицами. И это не зависит от культурного бэкграунда. Хоть стандарты красоты менялись на протяжении всей истории человечества и у каждого народа они свои, в этом предпочтении люди безоговорочно сходятся. Красивыми мы считаем тех индивидов, которые окажутся наиболее хорошей партией для продолжения рода. То есть в дуэте с нами они дадут здоровое и приспособленное потомство.

Как потенциальные партнеры дают нам это понять? Мы определяем совместимость на уровне запахов, считываем невербальные сигналы и определяем состояние здоровья особи, внезапно решившей с нами заигрывать. Симметрия тела и черт лица — признак того, что у объекта внимания все в порядке, он не болен. Асимметрия же возникает из-за психозов, умственной отсталости, вследствие преждевременных родов и еще многих других причин. Персонаж с таким послужным списком не очень привлекателен в плане размножения.

В культуре это запечатлелось еще во времена Античности, когда многие философы, в попытке определить, что есть красота, вывели на передний план принцип симметрии. В Средние века он настолько глубоко укоренился в сознании людей, что даже иконопись развивалась, строго его соблюдая.

Доходило до того, что некоторые детали в картинах опускались, чтобы сохранить симметрию. Например, в Суассонском соборе во Франции на одной из росписей отсутствует третий волхв, хотя традиционно считается, что этих персонажей было три. В Италии в Пармском соборе святой Мартин укрывает накидкой не одного нищего, как написал Эль Греко в оригинале картины, а двух. Во имя красоты и симметричности символические существа на гербовых изображениях получали дополнительные части тела — орел еще одну голову, а сирена второй хвост. История искусства сменила множество принципов и подходов, и симметрия перестала быть условием эстетичности. Однако мы до сих пор иногда неосознанно стараемся соблюдать принцип симметрии, делая какие-то элементы дизайна, создавая одежду и т. п.

Рай перфекциониста

Страсть к симметрии отчасти объясняет феномен необъяснимого чувства удовольствия, которое мы испытываем, когда смотрим на картинки или видео с пометкой “рай перфекциониста”. Разложенные по цветам и размерам фрукты на прилавках, идеально круглые блины, отлично вписывающиеся в сковородку, сотня горошинок, уложенных ровными рядами на идеально белой поверхности, — мы видели массу подобных картинок в интернете и неизменно испытывали щемяще приятное чувство при этом. Для этого феномена придумали даже свое название — organization porn. Существуют люди, которые получают гораздо более положительные эмоции, рассматривая такие изображения. От чего зависит это ощущение?

Маниакальное чувство прекрасного и желание все вокруг упорядочивать могут быть проявлениями перфекционизма.

И перфекционизм — это не просто черта характера, над которой можно посмеиваться и сравнивать её обладателя с одержимой чистотой Моникой из сериала “Друзья”. Это состояние, сопряженное с высоким риском психических расстройств и снижением продуктивности. Канадские исследователи описали структуру перфекционизма с четырьмя составляющими:

  • я-адресованный перфекционизм — высокие требования к самому себе;
  • перфекционизм, адресованный к другим людям;
  • перфекционизм, адресованный к миру в целом, — та самая страсть к порядку вокруг;
  • социально предписываемый перфекционизм — отражает потребность соответствовать стандартам других людей.

Источником перфекционизма часто является негативный детский опыт в общении с родителями, сверстниками и учителями. Некоторые авторы предполагают, что перфекционизм может возникать как адаптивная установка, но в течение жизни приобретать деструктивный характер для большинства людей. Каковы бы ни были причины его появления, такое состояние мешает вести полноценную жизнь и может вылиться в депрессию, фобии, обсессивно-компульсивное расстройство, даже расстройство пищевого поведения. Для борьбы с таким состоянием исследователи предлагают методы когнитивной терапии.

Что мы все любим?

Упорядоченность доставляет удовольствие не только законченным перфекционистам. Исследование учёных из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе показало, что у тех людей, которые при описании своего жилища используют такие слова, как “захламленное и неубранное”, в крови повышен уровень кортизола, гормона стресса. Наиболее яркий результат показали женщины из принимавших участие в исследовании семейных пар — они были наиболее чувствительны к некомфортной обстановке в доме. Так, она влияла на их удовлетворенность супружескими отношениями и депрессивное настроение. Вывод из этого напрашивается простой: чтобы чувствовать себя дома в своей тарелке и по-настоящему отдыхать, людям необходимо видеть порядок и чистоту вокруг.

СИММЕТРИЯ В ЖИВОПИСИ И ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВЕ

Слайд 1

ЛОСЕВА ТАТЬЯНА СИММЕТРИЯ В ЖИВОПИСИ И ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВЕ

Слайд 2

Аннотация Изучая тему «Симметрия» на уроках геометрии, мне захотелось подробнее изучить этот термин. Знакомясь с различными источниками информации выяснилось, что симметрия окружает нас со всех сторон, она присутствует не только в природе, архитектуре и геометрии, но и в живописи и декоративно-прикладном искусстве и даже в музыке. Ведь если оглянуться и присмотреться в обычные для нас вещи, то можно увидеть ее в самых элементарных вещах. Понятие симметрии проходит через всю историю человеческого развития. Данная работа помогает увидеть проявления симметрии в живописи и декоративно-прикладном искусстве.

Слайд 3

Симметрия Симметрия – одинаковость в расположении частей чего – нибудь по противоположным сторонам от точки, прямой или плоскости. Другими словами симметрия — это пропорциональность или гармония в расположении одинаковых предметов какой-либо группы или частей в одном предмете, причем гармоничное расположение определяется одной или несколькими воображаемыми зеркальными плоскостями.

Слайд 4

Художники разных эпох использовали симметричное построение картины. Симметричными были многие древние мозаики. Живописцы эпохи Возрождения часто строили свои композиции по законам симметрии. Такое построение позволяет достигнуть впечатления покоя, величественности, особой торжественности и значимости событий . В симметричной композиции люди или предметы расположены почти зеркально по отношению к центральной оси картины. Симметрия в живописи

Слайд 5

Картина – это отнюдь не цветная фотография. Взаимное расположение фигур, сочетание поз и жестов, выражения лиц, чередование цвета, комбинация тонов – все это тщательно обдумывается художником, заботящемся об определенном эмоциональном воздействии картины на зрителя. Используя асимметричные элементы, художник должен создать нечто, обладающее в целом скрытой симметрией. Для анализа симметрии изображения можно обратиться к хранящейся в Эрмитаже картине гениального итальянского художника и ученого Леонардо да Винчи «Мадонна Литта». Голова мадонны совершенно точно, но в то же время естественно помещается между двумя симметричными окнами на заднем плане картины.

Слайд 6

Роспись Роспись — народный промысел, являющийся одним из видов прикладного искусства. ГЖЕЛЬ В наше время под гжелью обычно понимают вид русского народного искусства – расписанные в особом стиле керамические изделия. Особенностью гжельской росписи является использование трёх основных цветов: белого, составляющего фон изделия, синего и голубого, которыми выполняется сам рисунок. Гжельская посуда и другие изделия хорошо известны не только в России, но и во всём мире.

Слайд 7

Городецкая роспись В нижегородских росписях можно различить два типа — Павловские и городецкие росписи, которыми украшали сундуки, дуги, сани, детскую мебель, донца для прялок и многие мелкие предметы обихода. Городецкий стиль отличается прежде всего содержательностью. Городецкая роспись — русский народный художественный промысел . Существует с середины XIX века в районе города Городец .

Слайд 8

Дымковская игрушка — искусство рукотворное. Каждая игрушка уникальна и единственна. От лепки и до росписи процесс творческий, никогда не повторяющийся. Нет и не может быть двух одинаковых изделий. Каждая роспись производится обычно по черному фону (иногда по красному, синему, зеленому, серебряному) причем мастер работает сразу над несколькими подносами.

Слайд 9

Хохлома — старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке в округе Нижнего Новгорода. Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную черным и красным (а также, изредка, зелёным, жёлтым) цветом по золотистому фону.

Слайд 10

Композиция – это строение формы произведения искусства, направленное на раскрытие замысла автора. Композиция – это построение произведения искусства, обусловленное его содержанием, характером и назначением и во многом определяющее его восприятие. Композиция – это строение, взаимосвязь частей, обеспечивающая целостность изображения, направленная на раскрытие содержания, идеи произведения.

Слайд 11

Декоративно – прикладное искусство Декоративно-прикладное искусство (от лат. decoro — украшаю) — раздел декоративного искусства, охватывающий создание художественных изделий, имеющих утилитарное (прикладное, практическое) назначение. Декоративно-прикладное искусство охватывает ряд отраслей творчества, которые посвящены созданию художественных изделий, предназначенных главным образом для быта. Произведениями могут быть: различная утварь, мебель, ткани, орудия труда, средства передвижения, а также одежда и всякого рода украшения. Наряду с делением произведений по их практическому назначению в научной литературе со 2-й половины 19 в. утвердились разделы отраслей Д.-п. и. по материалу (металл, керамика, текстиль, дерево) или по технике выполнения (резьба, роспись, вышивка, набойка, литьё, чеканка и т.д.). Часто в декоративно –прикладном искусстве используется симметрия .

Слайд 12

История развития Декоративно-прикладное искусство существовало уже на ранней стадии развития человеческого общества и на протяжении многих веков являлось важнейшей, а для некоторых племён и народностей — основной областью художественного творчества. Древнейшим произведениям декоративно-прикладного искусства свойственны исключительная содержательность образов, внимание к эстетике материала (качеству), к рациональному построению формы, подчёркнутой декором. С началом классового расслоения общества всё большее значение приобретает интерес к богатству материала и декора, к их редкостности и изысканности.

Слайд 13

Музей декоративно-прикладного искусства Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства — единственный в России музей, объединивший в своих фондах произведения декоративно-прикладного искусства России XVIII-XX веков. В музее есть много потрясающих и интересных работ обширного поля. Обязательно посетите его. Музей в свою очередь очень симметричен.

Слайд 14

Разнообразные примеры симметричных предметов декоративно-прикладного искусства

Слайд 15

Примеры техник декоративно-прикладного искусства

Слайд 19

МОИ РАБОТЫ С самого детства я увлекаюсь созданием предметов декоративно-прикладного искусства. Мои работы отличаются симметрией, вот несколько из них.

Слайд 24

Симметрия

Каждый ребёнок, который играл с калейдоскопом, и каждый влюблённый, который видел Тадж-Махал, помнит очарование симметрии. Хотя даже дизайнеры признают её обаяние, а поэты используют её вовсю, вопрос о том, почему симметричные объекты кажутся приятными, поднимается очень редко.

Две эволюционные причины объясняют привлекательность симметрии. Первое объяснение основано на том факте, что зрение развилось главным образом для разыскивания и обнаружения объектов, для того чтобы схватить, спрятаться, совокупиться, съесть или поймать. Но ваше зрительное поле всегда напичкано разными объектами: деревьями, упавшими стволами, цветными пятнами на земле, быстрыми ручьями, облаками, виднеющимися горами и т. д. Учитывая то, что наш мозг имеет ограниченные возможности внимания, по каким правилам он будет действовать, чтобы направить внимание в точности туда, где оно необходимо больше всего? В природе «важное» означает «биологические объекты», такие как добыча, хищник, индивид того же вида, самец или самка, и у всех этих объектов есть кое-что общее: симметрия. Это объясняет, почему симметрия привлекает внимание и возбуждает и, аналогично, почему художник или архитектор может с успехом использовать симметрию. Это объясняет, почему новорождённый младенец будет смотреть на симметричные чернильные кляксы, а не на асимметричные. Его предпочтение свидетельствует о законе в мозге ребёнка, который говорит: «О-о-о, что-то симметричное. Кажется, это важно. Стоит посмотреть ещё немного».

Вторая эволюционная причина более неуловима. Показывая случайную последовательность лиц с разной степенью симметрии студентам-выпускникам (они всегда играют роль подопытных кроликов в таких экспериментах), психологи открыли, что наиболее симметричные лица оцениваются как самые привлекательные. Это само по себе едва ли удивительно: никто не скажет, что перекошенное лицо Квазимодо может быть привлекательным. Но интересно то, что даже небольшие отклонения оказываются неприемлемы. Почему?

Ответ мы знаем благодаря паразитам. Заражение паразитами может сильно понизить плодовитость особи, поэтому эволюция назначает высокую награду за способность распознать, заражён ли ваш потенциальный партнёр. Если заражение произошло ещё в утробе матери или в детстве, одним из самых заметных внешних признаков будет как раз едва заметная асимметрия. Следовательно, симметрия это маркёр крепкого здоровья, которое, в свою очередь, является индикатором привлекательности. Это доказательство объясняет, почему ваша зрительная система считает симметрию приятной, а асимметрию отталкивающей. Странно, что так много аспектов эволюции даже наши эстетические предпочтения происходят из необходимости избежать паразитов. (Однажды я написал сатирическое эссе о том, что «джентльмены предпочитают блондинок» по той же самой причине. Гораздо легче распознать анемию и желтуху, вызванные паразитами, на светлой коже блондинок, чем на смуглой брюнетке.)

Конечно, этот выбор в пользу симметричных партнёров по большей части бессознателен. Вы не осознаете его до конца. Какой удивительный пример симметрии в том, что тот же эволюционный каприз заставил мозг великого монгольского императора Шах-Джахана выбрать идеально симметричное (свидетельствует, что организм не заражён паразитами) лицо своей возлюбленной Мумтаз и в то же время построить исключительно симметричный Тадж-Махал, всеобщий символ вечной любви!

Но теперь мы должны разобраться с явными исключениями из этого правила. Почему недостаток симметрии бывает привлекательным? Представьте себе, что вы расставляете мебель, картины и другие предметы интерьера в комнате. Вам не понадобится профессиональный дизайнер, чтобы понять, что абсолютная симметрия не годится (хотя кое-где у вас могут получиться островки симметрии, такие как прямоугольный стол с симметрично расставленными стульями). С другой стороны, вам понадобится аккуратно подобранная симметрия для особо важных моментов. Ключ к решению этого парадокса в том, что правило «симметрии» применимо только к объектам, но не к целым многопредметным сценам. Это имеет эволюционный смысл, потому что хищник, добыча, друг или партнёр это всегда отдельный, независимый объект.

Ваш выбор в пользу симметричных объектов и асимметричных сцен отражён также в тех «что» и «как» (иногда называемом «где»), проносящихся в потоке зрительной переработки в вашем мозге. Поток «что» (один из двух потоков в новом потоке) течёт от ваших первичных зрительных областей к вашим височным долям и относится к отдельным объектам и пространственным связям внутри этих объектов, таким, например, как пропорции лица. Поток «как» течёт от вашей первичной зрительной области к вашим теменным долям и относится к общей обстановке и связям между самими объектами (такими как расстояние между вами, газелью, за которой вы охотитесь, и деревом, за которым она собирается спрятаться). Неудивительно, что выбор в пользу симметрии происходит из потока «что», там, где это требуется. Поэтому распознавание и получение удовольствия от симметрии основано на алгоритмах работы вашего мозга, сфокусированных на объектах, а не на сценах. И объекты, симметрично расположенные в комнате, будут выглядеть очень глупо, потому что мозгу не нравятся совпадения, которые он не может объяснить.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх